Токарное искусство по дереву

Токарное искусство по дереву

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: Изучив данный учебный элемент, вы сможете:

— организовать рабочее место;

— узнать способы и приемы точения внутренних поверхностей на станке ТСД-120;

— научиться подбирать материал для работы;

— научиться подбирать необходимый инструмент;

— научиться выполнять приемы точения внутренних поверхностей;

— научиться выполнять работу безопасно.

Инструменты и приспособления

Материалы и оборудование

Количество

№ п/п Наименование Примечание
1. Станок СТД-120М 1 В комплекте
2. Инструкция по охране труда 1 В наличии
3. Операционная карта 1 С неполными данными
4. Заготовка 1 Ученик выбирает самостоятельно размеры (приблизительно), породу древесины, вид изделия
5. Спецодежда 1 В наличии
6. Щетка — сметка 1 В наличии

Токарная обработка древесины является также одним из видов художественной обработки материалов; так называемое художественное точение, которое издавна применялось для изготовления мебели, посуды, игрушек, различных элементов декорирования, как предметов домашнего обихода, так и различных строительных конструкций.

Для художественного точения пригодна древесина многих пород. Наиболее используемые породы это: дуб и ясень, яблоня и груша, клен и береза, бук, сосна, ольха и липа. Каждая порода обладает определенными качествами, присущими только ей. Каждый мастер, планируя свою работу, учитывает и использует эти качества (подробнее можно узнать об этом в книгах Г.Я. Федотова – “Волшебный мир дерева” и А.В. Березнева – “Резьба по дереву”, а также по материалам интернет-сайтов).

Детали, имеющие фасонную поверхность, изображают на чертежах обычно одним главным видом. Для этого проводят горизонтальную (или вертикальную) осевую штрихпунктирную линию, затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии, вычерчивают радиусы, образующие конусов и другие элементы. Проставляют размеры цилиндров и конусов – диаметр и длину. Для сферических поверхностей проставляют радиус или диаметр с надписью слова “сфера”. На чертежах сложнопрофильных деталей проставляют диаметры, расстояния по оси, радиусы скругления профилей, размеры фасок и т.д.

Все размеры вдоль оси вращения наносят относительно базы, например торца А. (см. рис. №1)

Для художественных токарных работ применяют как обычные, так и специальные токарные резцы. Это различного типа стамески, крючки, гребенки, профильные резцы, а также сверла различных конструкций.

На рис. 2а представлены различные профили резцов и виды поверхностей; на рис.2б справа – сверху вниз: полукруглые стамески; косые стамески; скребки (прямые). Здесь же слева – возможные варианты профилей резцов.

На рис.3 показан способ обработки профильным резцом, где: 1-заготовка; 2-плокая стамеска, 3-профильный резец.

Очень популярным издавна, да и сегодня является точение изделий в виде ваз, тарелок, чашек, стаканчиков, солонок, шкатулок и др.

Заготовка для данного типа детали закрепляется шурупами на планшайбе (см табл. №1) токарного станка. Вначале обрабатывают наружную (полукруглой стамеской) поверхность, придавая ей нужную форму. Затем внутреннюю поверхность – от центра к краю (предварительно можно просверлить отверстие по оси детали – при малом диаметре заготовки).

Контроль размеров при точении выполняют линейкой, штангенциркулем и нутромером (см. табл. №1) при полностью остановленной заготовке.

Чистовую обработку проводят вначале внутри детали — крючком и плоской стамеской, затем снаружи – плоской и полукруглой стамеской.

Затем окончательную обработку напильниками и наждачной бумагой (на специальных оправках — см табл. №1).

Можно отполировать и затемнить готовое изделие до желто-коричневого цвета куском боле твердой древесины. При необходимости поверхность изделия украшают резьбой различного вида, красят морилкой, лакируют и т.д.

Инструкция по охране труда (приложение 3).

Практическая часть

1. Организация рабочего места:

  • перед началом работы осмотреть станок и приспособления;
  • подготовить необходимые режущие инструменты;
  • подготовить необходимые контрольно-измерительные инструменты;
  • подготовить заготовку согласно указаниям операционной карты;
  • надеть спецодежду
  • внимательно изучить инструкцию по охране труда;
  • доложить учителю о готовности;
  • приступить к работе.
  • 2. Изготовление детали:

  • Вам предлагается операционная карта с неполными данными;
  • Заполните пробелы;
  • Изучите чертеж предлагаемой детали;
  • Изучите образцы и рисунки (фотографии) готовых изделий;
  • Вы можете разработать собственную конструкцию детали, составив ее чертеж;
  • Внесите изменения в операционную карту, если считаете их необходимыми;
  • Подберите заготовку с учетом всех требований, в том числе требований безопасности (приложение – ppt);
  • Приступите к работе по изготовлению предлагаемой, либо собственно разработанной детали;
  • Все операции выполняйте в соответствии с требованиями операционной карты и инструкции по охране труда;
  • По окончании работы приведите в порядок рабочее место: уберите опилки со станка; разложите инструменты установленном порядке; снимите спецодежду, приведите себя в порядок.
  • Читайте также:  Эпоксидная смола при минусовой температуре

    На рис.4 дан чертеж предлагаемого изделия: стаканчик – солонка.

    При выполнении работ по усвоению приемов художественного точения, по данному учебному элементу учитель анализирует действия учащихся, делая себе заметки о правильности выполнения приемов работы, а также на не полное усвоение отдельными учащимися приемов владения инструментом, чтения и выполнения чертежа; индивидуально учитывает интеллект и возможности каждого учащегося, чтобы потом, анализируя и оценивая работу на первых этапах обучения, оказать помощь каждому ребенку, кому-то меньше, кому-то больше, ведь главная задача состоит в полном усвоении учебного задания по этому элементу. Так как это уже второй год обучения работе на станке, то для оказания помощи привлекаются и учащиеся, которые уже успешно усвоили этот УЭ или посещали занятия профильного кружка и хорошо знакомы с приемами работы по данному элементу.

    Контрольные вопросы и задания (приложение 5).

    Ученики сдают оба контрольных задания и готовую деталь. За работу над данным учебным элементом каждый учащийся получает четыре отметки: две по контрольным заданиям и две за готовую деталь – за качество изготовления и соответствие требованиям операционной карты. Если отметка ниже 3 баллов – работа выполняется вновь на занятиях кружка.

    При выполнении работы по данной теме возникла проблема: как обработать торцы готовой детали профильной формы? В руках держать при обработке не всегда возможно.

    Решение:

  • по окончании работы опилки собираются в два небольших полотняных мешочка и тогда деталь вместе с мешочками (заполненными опилками) может быть закреплена в верстачный зажим либо в струбцину; при этом деталь находится между мешочками с опилками.
  • Также учениками было предложено использовать для закрепления заготовки упаковочный пенопласт от различной бытовой техники.
  • Ручная отделка древесных пород всегда будет актуальна, даже в эпоху абсолютной автоматизации всех производственных процессов, ведь уникальную вещь в подавляющем большинстве случаев можно выполнить только вручную.

    Азы токарных работ по дереву на станке могут пригодиться не только профессиональному плотнику, но и начинающим дизайнерам, строителям, да и просто желающим изучить это древнее мастерство.

    Работа на токарном станке по дереву, или, как иногда говорят, токарка, в общем-то, не составляет особого труда, но нужно научиться понимать, как бы ощущать обрабатываемое изделие. Именно тогда работа становится подлинным искусством, в котором человек обретает самовыражение, реализует творчество и развивает воображение.

    Описание токарного станка

    Токарный станок по дереву обладает одной ограничительной функцией: он способен лишь вращать заготовку из дерева. Столяр же способен из обычного куска дерева потихоньку вытачивать законченный предмет, к примеру:

    • салатницы,
    • коробочки,
    • стойки перил,
    • ножки для мебели,
    • игрушки,
    • корпус лампы,
    • кубки,
    • вазы.

    В отличие от иных машин для обрабатывания дерева, использующихся только на тех или иных промежуточных этапах, токарный станок подходит для любых операций: от предварительной обработки до полировки. Необходимый инструмент — это желобчатые (в виде буквы «V» или цилиндрические) и плоские скребки, резцы, стамески всевозможных форм и размеров. Станок вертит заготовку, а рука мастера осуществляет контроль над движением резца. Исходя из того, какой предмет необходимо сделать, выделяют два варианта крепления заготовки.

    В первом случае деревянная деталь крепится в горизонтальном положении между средоточиями передней и задней стенок. Второй метод учитывает то, что токарь по дереву крепит установку заготовки только лишь в передней «бабке» при помощи планшайбы или патрона. Если вы новенький в работе на данном станке, будет разумно приступать к работе через первый способ.

    Токарный станок с электронной регулировкой (комплектация):

    • выключатель «Пуск-Стоп»,
    • станина,
    • передн. и задн. бабки,
    • переключатель скорости (с вариатором),
    • шпиндель,
    • поводковый центр,
    • подручник (резцедержатель).
    • центр задн. бабки,
    • набор резцов.

    Вариант комплектации:

    • желобчатая стамеска,
    • резец-майсель (2 мм),
    • полукруглый резец,
    • отрезной резец,
    • скошенная стамеска (косяк),
    • полукруглая стамеска — для отделки фасонной поверхности,
    • желобчатая стамеска (рейер) — для черновой обработки.

    Принцип работы

    Все устройство станка укреплено на станине, которая сделана из алюминиевых, чугунных либо профильных балок или двух стальных брусьев. С одной стороны станины токарь по дереву размещает переднюю бабку, а внутри нее расположен электродвигатель (0,5−1,5 лошадиных силы). Он вращает шпиндель, имеющий конус Морзе, по необходимости вставляется поводковый центр (с одним острием и 2-мя, 3-мя или 4-мя ножами), планшайба или патрон. С противоположной стороны станка располагается задняя бабка, а ее центр поджимает заготовку, закрепляя ее в горизонтальном положении.

    Подручник, поворачивающийся в любую сторону, располагается как можно ближе к болванке, направляет резец и поддерживает его.

    Читайте также:  Какую ежевику лучше посадить

    На станках с ручной регулировкой частота (скорость) движения способна переключаться за счет рычага коробки передач, скорость которой от 450 до 2000 оборотов в минуту. В ней расположены шкивы с подшипниками.

    В намного более сложных модификациях станков вместо коробки передач стоит электронный вариатор, дающий возможность мягко регулировать быстроту хода.

    Отделка заготовки

    Данный метод используется для обработки элементов цилиндрической формы разнообразной длины, зафиксированной между центрами задней и передней бабок. Соответственно, вы имеете возможность изготовить любые детали: от стоек перил и ножек стола до крохотных шахматных фигурок. В особенности у искусных мастеров получается изготовление и обтачивание бильярдных киев.

    Первый этап работы состоит в определении расположения оси заготовки из дерева, чтобы зажать ее между центром задней бабки и поводковым центром.

    Второй этап заключается в том, чтобы изготовить заготовку (из обрезки полена или бруска дерева квадратного сечения). Это может производиться в режиме 1000−1500 оборотов в минуту. В этом случае стружка должна сниматься справа налево посредством желобчатой вогнутой широкой стамески для предварительной обработки рейера. Если заготовка длинноватая, то черновая обработка осуществляется в несколько шагов; подручник при этом придвигается к детали по мере ее отделки, не меняя положения по высоте.

    При точении деталей бывают инструменты различной формы для обработки фасонной поверхности:

    • крючок,
    • полукруглый резец,
    • плоская стамеска,
    • скошенная стамеска (или в народе — косяк),
    • желобчатая стамеска и др.

    В зависимости от разновидности применяемого инструмента и стадии рабочего процесса необходимо время от времени приближать подручник к заготовке. По окончании процесса, когда деталь будет уже готова, осуществляется финальная отделка:

    • полирование,
    • тонирование,
    • шлифование,
    • вощение и проч.

    Последние штрихи происходят, когда подручник уже снят.

    Методы работы на токарном станке

    При помощи углового центроискателя прочертите простым карандашом с обеих сторон заготовки по 2−3 линии, средокрестие которых и станет центром торца.

    Сильно ударив молотком по разметочному керну, сделайте канавки и осевое углубление на торцах заготовки.

    Поместите заготовку на поводковый центр, приблизьте заднюю бабку к противолежащему торцу и подожмите при ее помощи заготовку так, чтобы поводки оптимально врезались в углубления на торце, а после отстраните центр задней бабки. После этого заготовка сможет держаться самостоятельно.

    Еще раз приблизьте центр задней бабки к заготовке для того, чтобы зафиксировать ее по оси центров. Если дерево мягкое, то сверните маховик задней бабки на ¼ оборота, если твердое, будет достаточно половины оборота. Заготовка должна быть зафиксирована таким образом, чтобы можно было без противодействия проворачивать ее рукой.

    Приблизьте подручник как можно ближе к заготовке. Вращая ее рукой, удостоверьтесь, что она поворачивается без препятствий, ни за что не задевая. Опорная плоскость подручника при этом должна находиться приблизительно на 5 мм ниже точки вращения.

    Черновая обработка

    Точение по дереву на токарном станке предполагает черновую обработку. Для чернового обтачивания цилиндра при помощи рейера необходимо установить частоту (или скорость) вращения 1000, максимум 1500 оборотов в минуту. Чем более выверенной должна быть форма цилиндра, тем скорость должна быть установлена больше. Заготовки с незначительным припуском на обработку допускается протачивать с одного хода по всей длине, если припуск больше, то действовать нужно поступательно, двигаясь к шпинделю от задней бабки.

    Начинайте работу постепенно, делая упор стержня резца на подручник и удерживая лезвие таким образом, чтобы пятка резца касалась дерева. После этого приподнимите ручку стамески, пока край острия не станет врезаться в дерево, убирая при этом ровненько и хорошо закручивающуюся стружку.

    Ведите резец по направлению скручивания стружки так: рука, которая держит ручку, задает движение, а вторая только поддерживает лезвие, не допуская нажатия на него.

    При осуществлении черновой обработки квадратного заготовочного материала аккуратно начинайте срезать углы стамеской, не очень налегая на нее. Дождитесь, пока заготовка шлифуется до цилиндрической формы наивысшего диаметра, передвигая по направлению к оси вращения по мере обтачивания припуска подручник.

    Исходя из того, какую форму вы желаете сообщить детали, проведите простым карандашом базовые линии разметки вогнутых и выпуклых частей, поворачивая рукой заготовку. Размечайте ее таким образом, чтобы более широкие части детали каждый раз располагались с края передней бабки.

    Приступайте к обтачиванию стамеской обоих краев заготовки. В опоре на подручник она должна входить в дерево плавно (без грубых движений), находясь перпендикулярно оси движения.

    Проверяем размер

    Систематически проводите проверку размера при помощи штангенциркуля. Профессиональные столяры, как правило, придавливают резец к бедру локтем, для того чтобы высвободить руку для замерного инструмента. Когда штангенциркуль начинает содрогаться, убавьте глубину стружки. Обточите таким образом в первую очередь максимальные диаметры, а после переходите к точению остальных деталей:

    Читайте также:  Светодиод в розетку 220

    Чтобы выточить полутор, используйте желобчатую стамеску. Она пригодится для фасонной обработки поверхности. Держать ее нужно перпендикулярно оси. Режущую кромку «спускайте» с внешней стороны в глубину заготовки. Ручку станка нужно поднимать и немного поворачивать. Для того чтобы получился целый тор, следует совершить ту же манипуляцию с каждой из сторон.

    Свод (шейка) вытачивается тем же резцом, что применялся для тора.

    После завершения черновой отделки донышка в центре шейки проточите правую полушейку, только на этот раз проводя инструмент вверх снизу и вправо. Ни в коем случае не переводите резец в один прием с одной стороны шейки на вторую — их необходимо вытачивать по очереди.

    Вытачивание листелей

    Листели (мелкие ободки, часто оставляемые с каждой из сторон шейки) вытачиваются с применением мейсель-резца. У него не имеется задних углов на боковых гранях стержня, чем он и отличается от стамески, но вместо этого есть тонкая колея для вывода стружек.

    Можно использовать в работе прием «галтель»: это мягкий переход от одной поверхности ко второй. По сути, это комбинация шейки и тора. В связи с этим сначала затачивайте шейку, а после этого тор, который примыкает к ней.

    Поместите клин между крышкой и коробочкой и, немного стукнув киянкой, затем снимите ее. При помощи сверла, прикрепленного в задней бабке, просверлите в заготовке отверстие, которое впоследствии задаст глубину. Скребок или иной режущий инструмент придерживайте по оси вращения, приподнимая ручку, до тех пор пока не обнаружите наилучший угол резки. Скребком можно манипулировать, перемещая его к краю заготовки от центра или наоборот. Периодически нужно проверять глубину. Когда внутренность будет выточена, выровняйте посадочное отверстие для покрышки мелкозерненой шкуркой, а после этого можно приступать к сражению коробочки при помощи мейсель-резки.

    Декорирование детали

    Деталь, зафиксированную с двух сторон, никогда не срезают полностью. Выточите ее с двух краев колеи, сохраняя перемычки небольшого диаметра, и, предварительно остановив станок, отсоедините концы ножовкой.

    Для завершения отделки детали уберите резцедержатель и снизу подвергните обработке деталь мелкой шкуркой (зернистость М16-M63). Во время работы шкурку следует поворачивать крест-накрест во избежание круговых царапин.

    Для красивого внешнего вида изделия на токарном станке по дереву можно во время вращения натереть ее кусочком воска или парафина, а после отполировать пробковым материалом или плотной тканью.

    Курс токарного дела.

    М.А. Нетыкса «Практический курс токарного искусства. По дереву кости и Т.П.» Типо-литография тов. Кушнерев и К., 1910 год, 431 стр. (62,5 мб. pdf)

    Практический курс в котором описаны токарные работы по дереву вышел в 1910 году и поэтому стиль изложения в книге несколько устаревший. Книга охватывает весь объем курса обучения токарей по дереву. Основная информация руководства составлена на практическом материале предоставленном известным знатоком токарного дела Г.Ю. Рыхлицким. Прежде много статей этого автора печаталось в московской «Ремесленной газете». В подготовке теоретической части книги были использованы :

    1. Valcourt. «Nouveau guide Turner complète» (франц.)
    2. Maincent et Zamor «L’nrt tourneur»(франц.)
    3. Hasluck «Wood turners handbook» (англ.) и др. зарубежные издания.

    Книга может служить, как подробным учебником по токарному делу (ремеслу), так и справочником, для тех, кто выполняет токарные работы по дереву. Все основные технологические приемы и режимы токарной обработки, виды токарных инструментов остались прежними. Описанные в книге токарные станки не имеют электропривода, но сама основа конструкции и у современных станков для обработки дерева не изменилась.

    В книге очень много описаний полезных приспособлений с их рисунками и примерами использования в работе. Многие приспособления в современных условиях можно модернизировать с учетом наличия большого количества деревообрабатывающего ручного электрифицированного инструмента.

    Приводятся описания различных материалов для токарных работ и способы их отделки: породы дерева, работа с костью и рогом, панцирем черепахи, камень, мягкие металлы и др. Дается много полезных советов по применению сопутствующих технологий: резьбы по дереву, выжиганию, элементам инкрустации и имитации, отделочным работам для финишных операций в изготовлении точеных изделий.

    В целом «Практический курс токарного искусства» можно охарактеризовать, как емкое и полезное издание для токарей по дереву, не утратившее своей ценности несмотря на более чем столетнее издание и в связи с этим некоторое неудобство при чтении.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector