Техники выполнения рисунка на бумаге

Техники выполнения рисунка на бумаге

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Вторник, 07 Августа 2018 г. 18:17 + в цитатник

Техники изобразительного искусства

Сегодня многие картины действительно выглядят, как живые. Искусство живописи развивалось в течение многих веков. В процессе этого развития появилось множество техник, которые делают картины настоящими произведениями искусства и оживляют изображение.

Масло. Масляная живопись

— это техника, в которой используются краски на масляной основе. Техника нанесения в масляной живописи – мазки. Это позволяет создавать многообразие оттенков и передавать образы с максимальным реализмом.

Темпера . Для этой техники используются краски-эмульсии. В качестве связующего вещества используется вода, яйцо, животный клей.


Эмаль. Такое название носит прозрачное покрытие, которым покрывают изображения. Эмаль использовалась при росписи предметов быта – посуды, домашней утвари.

Гуашь. Данная техника широко применяется в графике. Гуашь — это краска на клеевой основе. Может использоваться для работы на бумаге, картоне, шелке, кости. Линии получаются четкими, изображение долговечно.

Пастель. Техника рисования специальными сухими карандашами. Поверхность при этом должна быть шероховатой.
Японская живопись тушью — Суйбокуга или суми-э

Тушь. Краска на основе сажи ярко-черного цвета. Изначально использовалась для письма, но применяется и в живописи.

Фреска. Техника живописи на сырой штукатурке. Применяются краски преимущественно на водной основе.

Граттаж или воскография. Основа заливается тушью, после чего рисунок процарапывается. Рисунок получается двухцветным – сочетание белого и черного.

Карнация. Наложение красок в несколько слоев. Применялось для изображения человеческих лиц и частей тела. Техника позволяла достичь максимального реализма в изображении.

Лессировка. Техника позволяет получать переливы цвета. Достигается за счет нанесения специальных полупрозрачных красок поверх основного тона.

Пуантилизм. В переводе обозначает «точечность». Техника позволяла достигать визуальных эффектов за счет мазков точечной или прямоугольной формы, исключая смешивание цветов.

Сграффито. Техника росписи зданий. Позволяет получать исключительно долговечные изображения. Заключается в особом наложении слоев краски на штукатурку.Вот уж в этой технике декоративной живописи — никаких баллончиков, только процарапывание. В несколько слоев наносится разноцветная штукатурка и по одному слою выцарапывают рисунок до нужного слоя, то есть — цвета.

Смуфато. Техника придумана знаменитым Леонардо Да Винчи. Дает эффект размытости очертаний, «воздушности»., «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».

Клеевая живопись. Техника использовалась для росписи саркофагов, и религиозных сооружений. В ее основе тяжелые краски на клеевой основе. Их наносили ровными, широкими мазками. За счет клеевой основы поверхность приобретала глянцевый блеск.

Акварель. Живопись акварельными красками, которые обычно разводят водой. При использовании техники получается тонкий и мягкий красочный слой.

Сухая кисть. Техника появилась сравнительно недавно, в 20 веке. Суть ее в том, что на бумагу наносят масляную краску, а потом растирают ее сухой кистью.

Чиароскуро , в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов. К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения,( Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандт) зачастую имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как, смола все время просачивается сквозь холсты.

Разнообразие техник в живописи позволяет получать неординарные визуальные эффекты. Именно это делает искусство столь завораживающим и разноплановым.

Чуть подробней о технике

a la prima

алла прима (техника по-сырому,в один присест)

Это написание всей картины до полного высыхания красок

Этим она отличается от многослойной техники,которая считается классической,

при которой краски наносятся на холст слоями,один на другой,причем,следующий слой наносится уже после полного высыхания предыдущего.

Чем хороша техника алла прима? — Картину написать можно очень быстро,передав мимолётные чувства — эмоции.

Импрессионисты использовали эту технику по принципу "здесь и сейчас"

Алла прима позволила выйти за пределы мастерской и работать на свежем воздухе(плэнер)

На плэнерах,как вы знаете, пишут пейзажи

В этой технике писали не только импрессионисты ,но и :

Фрагонар,Веласкес,Франц Халс,Э.Делакруа,

часто в этой технике делают наброски- эскизы.

Алла прима показала,что живописи доступна передача внутреннего мира,чувств и переживаний автора.

Смешанная техника

методика подразумевает использование нескольких технологий в изобразительном искусстве,открывает огромные возможности для творчества,

пропись первого слоя монохромными цветами;о

Т е,написание одной картины,используя несколько разных техник ,о которых сказано выше.

Например ,маслом и акрилом рисуют на плэнерах- эффект необычный.

Акварель и гуашь даёт прекрасный эффект.нежности и насыщенности Сочетать и применять на одном холсте можно несколько разных техник.

варианты смешанных техник:

восковые мелки и акварель,

акварель и пастель ,

акварель и тушь,

акварель и карандаш,гелиевая ручка,

но можно использовать не только краски,но и другие материалы

Наибольшее распространение получили, и больше всего находят применение до сих пор, методы сочетания разных традиционных техник в графике.

Читайте также:  Противопролежневый матрац гелевый цена

Достаточно часто живописцем используются такие приёмы, когда помимо основного материала, темперы, масляной или акриловой краски, во время работы над произведением, для достижения требуемых эффектов, выразительности, он употребляет в качестве дополнительных — иные пигментные материалы

Цветы для Нефертити

Оргалит, темпера, гуашь, лак, 2007

(сам создаёт их на разной основе); также в поверхность произведения включаются различные, органично вписывающиеся или создающие требуемый диссонанс, нехарактерные в привычном понимании материалы:

деревянные объекты (обиходные или разработанные и созданные самим художником), фрагменты материи, кожи, детали различных приборов и механизмов.

Нефертити. Оргалит, темпера, гуашь

В изобразительном искусстве возможности смешанной техники, как концептуального приёма, существенно расширяет арсенал декоративных, выразительных, но и содержательных особенностей, импровизации и достижения эффектов, недоступных при иных методических и формальных обстоятельствах.

Статья для тех,кто хочет разбираться в живописи.

направлениях,жанрах и техниках.

.

На самом деле, необычных техник и приемов рисования можно придумать так много, что никто и никогда не испробует их все. В ход идут любые материалы. Давайте познакомимся с несколькими интересными примерами.

Монотипия

Монотипия — это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина — это, допустим, лес, а более размытая — это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь — краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды — отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Состаривание бумаги при помощи лимона и молока

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».

Смывание черной туши

Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.

Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.

Читайте также:  Блок управления котлом зота

Рисование пеной для бритья и тушью

Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

Рисование нитками

Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

«Мятый» рисунок

Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.

Технологии в действии

Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска — гуашь или акрил.

Штампование

При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.

Разбрызгивание

Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый — разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй — разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».

Точечная техника

Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет — небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

"Расчесывание краски"

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.

Граттаж

Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.

Рисование с использованием пищевой пленки

На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!

Читайте также:  Плед с ворсинками мягкий

С работы над рисунком начинается наш путь в изобразительном искусстве. На какие виды делятся рисунки, какие методы и техники исполнения использует художник – эта тема заслуживает особого внимания.

Изображение, которое с помощью линий и точек передаёт главные признаки предметов, востребовано в различных видах изобразительного искусства. Оно служит основой для создания художественного образа. Виды рисунков различаются по методам рисования, технике исполнения, темам и жанрам и т.д. Поговорим об этом подробнее.

Виды рисунка по использованию изобразительных средств

Линейно-конструктивный рисунок – художник использует линии разной толщины, тона и фактуры. Этот вид применяется в архитектуре, так как наиболее чётко передаёт конструкцию предметов. Он даёт возможность показать модели в разрезе. Тем, кто приступает к занятию рисованием, рекомендуется начинать с этого вида рисунка, чтобы научиться анализировать особенности модели.

Линейно-конструктивный с условной светотенью – этот вид уже позволяет передать степень освещения деталей модели и их положение по отношении к источнику света. На занятиях в художественных школах упражнения в этом виде рисунка очень важны. Учащиеся под руководством педагогов стараются передать особенности архитектурных элементов – например, капители. Или же предметов сложной формы. С помощью такого способа рисования уже можно обобщить сложные конструкции.

Свето-теневой – на этом виде рисунка фон изображается условно: слегка заштриховывается или вообще остаётся белым. Форму же модели выделяют с помощью полутени и светотени. Часто этот вид используют, чтобы нарисовать портрет или фигуру человека, определённый предмет. При помощи штрихов и пятен можно добиться эффекта реалистичности.

Тональный – выполнение такого рисунка займёт больше всего времени. При этом он будет выглядеть самым достоверным, то есть позволит передать и материальность предметов, и их расположение в пространстве. Можно будет наглядно представить, какой из предметов занимает доминирующее место в натюрморте, а какой – второстепенное. Художник может расставить акценты и передать все оттенки тона объектов, которые рисует.
Тот, кто уже овладел мастерством, может в одной работе сочетать различные виды рисунков, но на стадии обучения такие эксперименты нежелательны.

По технике выполнения и целевому назначению

По технике выполнения рисунки делятся на оригинальные и печатные. В первом случае художник выполняет от руки всю работу, она существует в единственном экземпляре. Во втором – рисунок выполняется на клише, и может быть размножен в любом количестве. По целевому назначению рисунки бывают:

  • Академическими – выполненными профессионально.
  • Учебными – когда осваиваются определённые этапы рисования.
  • Творческими – в данных работах художник выражает свой внутренний мир.
  • Набросками – они сделаны за короткое время с помощью линий. Могут дополняться элементами штриховки или тушёвки.
  • Этюдами – когда на рисунке выделяются наиболее важные черты модели.
  • Эскизами – основой для их выполнения являются наброски и этюды. На основании эскизов художник начинает работу над картиной.

Виды рисунков по способам рисования

Появление различных способов изображения обусловлено разницей между образом предмета, каким видит его художник, рисуя с натуры, и тем, каким он хранит его в памяти.

По восприятию – художник рисует с натуры и видит свою модель на протяжении всего творческого процесса. В ходе работы развивается способность осмыслять увиденное, вырабатывается наблюдательность.

Копирование – художник выполняет копию работы, сделанной мастером. Приём приносит большую пользу, позволяет быстро освоить различные техники рисования.

По представлению – художник рисует на основе своих представлений и впечатлений. Здесь многое зависит от памяти, от замысла – поэтому такие работы всегда отличаются индивидуальностью. Упражнения в этом виде позволяют развивать зрительную память и воображение.

Выразительные средства, используемые художниками

Именно эти средства помогают придать работе достоверность, реалистичность, выразительность. Точки в рисунках выступают в качестве опоры. Достаточно прикоснуться карандашом, пером, ручкой или кистью к бумаге, как получается точка. Также она образуется при пересечении линий. Основным выразительным средством в рисунке являются именно линии. Они бывают прямыми или кривыми (соединяются 3 опорные точки, 2 показывают длину линии, а ещё одна – высоту). Кроме того, различают линии вертикальные, горизонтальные и те, которые проводят по диагонали. Помимо простых, выделяют сложные линии – например, волнистые или в форме зигзага, спирали.

Важным приёмом в достижении выразительности рисунка является штриховка. С помощью коротких линий (штрихов) наносится тон, то есть, передаются светотеневые отношения. Ещё один приём – тушёвка. Тон наносится с помощью слитных штрихов. Выполняются они боковой поверхностью графита. Их этих составляющих и складывается выразительный рисунок.

Читайте также:

*В статье использованы учебные работы студентов художественной школы «Вдохновение».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector