Техника гобелен что это

Техника гобелен что это

Музыка

Рубрики

  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • акварель (19)
  • аппликация (33)
  • арт-текстиль (41)
  • бижутерия (286)
  • бисер (194)
  • бохо (10)
  • валяние (29)
  • винтаж (4)
  • витраж (1)
  • вышивка лентами (88)
  • вышивка нитками (109)
  • вязание крючком (161)
  • вязание спицами (61)
  • гильоширование (1)
  • гобелен (9)
  • декор идеи (242)
  • декупаж (4)
  • живопись (106)
  • живопись шерстью (12)
  • животный мир (5)
  • иллюстрации (43)
  • иллюстрации книжные (8)
  • канзаши (18)
  • книги по рукоделию (26)
  • кожа (16)
  • лоскутное шитьё (130)
  • модерн (6)
  • мои работы (26)
  • музыка (5)
  • оригами из ткани (2)
  • плетение (27)
  • полезные советы (1)
  • пэчворк (36)
  • развивающие игрушки,текстиль (5)
  • растения (5)
  • рисование (3)
  • роспись (4)
  • справка (32)
  • стили вышивки (36)
  • стили вышивки (4)
  • сувениры (11)
  • сумки разные (84)
  • сутажная вышивка (7)
  • текстильная игрушка (204)
  • текстильный декор (51)
  • техника вышивки лентами (3)
  • ткачество (16)
  • фарфор (13)
  • фетр,игрушки и украшения (21)
  • фоамиран (23)
  • фриформ (10)
  • фэнтези,живопись (6)
  • цветы из ткани (65)
  • шерстяная акварель (1)
  • шитьё (42)
  • Ювелирное искусство (4)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Суббота, 02 Сентября 2017 г. 10:50 + в цитатник

гобелен своими руками

Гобелен — дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество — работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко — шпалера, гобелен, таписсерия — все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами — во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди — уток.

• небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.

Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места — его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая — нечетные, и так далее.

Читайте также:  Клей для морской гальки

Прибивка нитей утка с помощью вилки.


Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.


Подстригание ворса после закрепления.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой — так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма — небольшой моток шерстяной нити.


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком


Прокидка очередной нити утка

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.


Продевание пасмы сквозь основу.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.


Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

основные техники плетения гобелена:


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


Косичка" — переплетение нитей из первого и второго слоев основы — образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


"Паласная техника" — завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Гобеленовый шов представляет собой несложную, но очень красивую технику вышивания. Внешне вышивка гобеленовым швом достаточно сильно похожа на тканье ковров, но отличается техникой выполнения, а также инструментами, которые используются мастером.

Для работы опытные вышивальщицы выбирают шерстяную пряжу, предназначенную для гобеленов. Она отличается тем, что состоит из нескольких (чаще всего из четырех) скрученных между собой нитей. Для работы также рукодельницы подготавливают специальную иглу с тупым концом и большим ушком.

Овладев техникой гобеленовой вышивки, мастера создают уникальные панно, ковровые изделия, а также украшают предметы гардероба оригинальными узорами. Опытные мастера утверждают, что вышивка гобеленом более проста в исполнении, нежели вышивка крестиком, поэтому овладеть секретами такого рукоделия гораздо проще. Кроме этого, вышивание гобеленовым швом способствует созданию объемных сюжетных картинок. Это его основное преимущество, поскольку невозможно получить такой объем при применении других техник вышивания.

Техника гобеленовой вышивки

Гобеленовый стежок придает полотну дополнительную прочность, поэтому готовое изделие успешно противостоит деформации, растяжению.

Приступить к вышивке можно, когда подготовлены все материалы, инструменты, рабочее место, а также имеется в наличии схема рисунка.

Вышивка на гобелене начинается с закрепления нити на канве. Не допускается использование узелков, поскольку такая разновидность вышивки характеризуется особым изяществом.

Закрепить рабочую нить несложно. Достаточно взять нить толщиной в два раза меньше, чем требуется. Нить продевается в ушко иглы, затем пропускается через одно из отверстий канвы, после этого оба конца нити соединяются и пропускаются через ушко иглы. Далее рисунок вышивается согласно выбранной схеме.

Техника вышивки гобелен очень похожа на выполнение полукреста. Отличается только тем, что игла входит в правый верхний угол, а выводится из левого нижнего угла.

Гобеленовый шов в вышивке крестом на лицевой стороне полностью повторяется с изнанки. При вышивке полукрестом на изнаночной стороне формируются вертикальные стежки. Вышивка гобелен характеризуется более экономным расходом материалов, поскольку требуется в два раза меньше нитей, нежели при вышивке крестом.

Опытные мастера владеют профессиональными секретами, вооружившись которыми удастся достичь высокого результата. В частности, процесс вышивания рекомендуется начинать с середины рисунка. Это позволяет предупредить перекашивание полотна.

Выбор ткани

Поскольку стежки при гобеленовой вышивке ложатся плотно друг к другу, исключая просветы, важно правильно выбрать ткань для вышивания. Рекомендуется приобретать канву, выполненную изо льна или хлопка. Такая канва характеризуется жесткостью и плотностью. Использование именно такой разновидности канвы обеспечивает продолжительный эксплуатационный срок изделию.

В специализированных магазинах можно приобрести канву для гобелена а также целые наборы для вышивки гобеленов. Одной из разновидностей такой канвы является «Страмин». Эта ткань характеризуется достаточной жесткостью, а также на ней четко отображаются открытые клетки, обеспечивающие комфортный процесс вышивания.

Читайте также:  Пропорции жидкого стекла в растворе для гидроизоляции

Также рукодельницы приобретают канву «Пенелопа». Ее отличительными особенностями являются наличие больших отверстий квадратной формы, окруженных мелкими дырочками. Такому виду ткани отдают предпочтение, когда необходимо вышивать очень мелкие элементы.

Можно вышивать и на такой разновидности канвы, как моноканва. К сожалению, не всегда удается найти в продаже эту ткань. Некоторые мастера предпочитают использовать пластиковую канву, используя которую удается создавать объемные изделия (елочные игрушки, домики).

Начинающим мастерам не рекомендуется приобретать ткань с мелкими клетками, поскольку в начале овладения техникой вышивки важно набить руку на крупных клеточках. Размер полотна должен быть на 10 см больше, чем готовое изделие.

В специализированных магазинах можно приобрести готовый набор для начинающих и опытных мастеров.

Схемы выполнения

Гобеленовая вышивка выполняется без использования пялец. Ткань удерживается мастером в руке или фиксируется на специальных приспособлениях.

Схема для выполнения гобеленовой вышивки находится в наборе. Если мастер не желает приобретать готовый набор или нет такой возможности, схему можно найти в интернете, скачать и использовать. При выборе важно обратить внимание на уровень сложности. Начинающим мастерам лучше остановить выбор на простых схемах, которые понятны и доступны каждому даже при отсутствии практического опыта.

Пошаговая инструкция

Овладеть навыками гобеленовой вышивки проще, если посещать мастер-классы или просматривать обучающие видео.

Каждый новый ряд мастера начинают одним из двух способов:

  • после завершения ряда нитка обрезается, а работа возобновляется с правой стороны;
  • переход на второй ряд не сопровождается обрывом нити, стежки выполняются слева направо.

Конец нити после завершения вышивания следует спрятать под стежками. Узелки и в этом случае не допускаются.

Вышивка гобеленовым швом предполагает выполнение нескольких разновидностей стежков:

  • полукрест;
  • континентальный;
  • прямой;
  • косой;
  • захватывающий;
  • удлиненный.

При выполнении стежка нужно следить за силой натяжения нити. Разная сила натяжения провоцирует перекос канвы. Если схема вышивки предполагает использование разных видов стежков, рекомендуется выполнять их в одном направлении, чтобы обеспечить высокий уровень эстетики готового изделия.

На завершающем этапе изделие стирают вручную в теплой воде. Автоматическая стирка, а также использование горячей воды могут спровоцировать усадку изделия и небольшую деформацию, поэтому от таких действий лучше отказаться. Изделие не выжимают, просушивают на полотенце. Как только вышивка станет сухой, ее помещают в подготовленную рамку. На этом творческий процесс завершается.

Некоторые начинающие мастерицы не видят разницы между гобеленовым швом и ковровой техникой. Тканье ковров осуществляется с помощью специальных инструментов, а вышивка выполняется иглой различными стежочками. Но стоит отметить, что такая путаница оправдана — некоторые гобеленовые швы очень похожи на ковровую технику. Гобеленовая техника состоит из нескольких разновидностей стежков и швов, их мы сейчас рассмотрим и разберём.

Гобеленовые швы: техники исполнения

Стежки в гобеленовой технике внешне похожи на половину креста, но с изнаночной стороны выглядят иначе. Наклон может быть сделан в любую сторону, но выполняются они всегда справа налево. Обычно гобеленовые швы используются для создания картин. Вышивают их на жёстких тканях. Главная черта этой техники — ткань после вышивки становится плотнее, без просветов. Полотно по которому совершалась вышивка совсем не видно под рисунком. Для этих целей используют плотные толстые нити — мулине, Ирис, Тюльпан, шерстяная и хлопковая пряжа.

Гобеленовая техника имеет два основных шва:

  • Косой стежок — это гобеленовый шов похожий на полукрестик. Чтобы его сделать нужно выводить иглу в один и тот же угол. Это значит, что если вышивка началась с верхнего левого угла в правый, то следующие стежочки и ряды шьются в таком же направлении.
  • Косой стежок с прокладкой или колодки. Чтобы сделать «колодки» нужно вывести нить на лицо полотна длинной равной количеству клеток такого же цвета, а потом перекрыть её гобеленовыми стежками. Получается полотно без единого просвета, в шовчиках, напоминающих выпуклый бисер. В этой технике можно выполнять все стежки различных цветов.

Гобеленовый шов пошагово

  1. При вышивании чётным количеством нитей, закрепляйте их как при вышивке крестиком. Для этого концы нити вденьте в ушко иголки, образуя на конце петельку. Потом введите иголку в ткань с изнаночной стороны, сделайте полукрестик и через петельку закрепите нитки на изнанке. Остальные стежочки следует делать, начиная из того угла, откуда был сделан первый стежок.
  2. Если вы шьёте ординарной нитью, на изнанке ткани там, где начинается ряд, через волокна ткани завязывается нить. На лицевой стороне гобеленовые шовчики перекроют эту нитку и её не будет видно.
  3. Все ряды вышиваются справа налево.
  4. Чтобы наклон стежка был влево, нить следует вводить в ткань из правого нижнего угла в верхний левый. Если нужен наклон вправо, иголка вводится из левого нижнего в правый верхний угол.

Начать вышивать гобеленовым швом новый ряд можно двумя способами:

I вариант — после того как заканчивается вышивание ряда нить следует обрезать и продолжить работу с правой стороны вышивки.

II вариант — плавный переход на второй ряд без обрывания нити, стежки делаются слева направо, направление стежков на лицевой и изнаночной стороне должно быть одинаковым. Для начала нового ряда иглу следует ввести в ткань правом верхнем углу с изнанки и вывести в нижнем противоположном. Все остальные стежки делаются в такой же последовательности.

  • Изнаночная сторона при выполнении гобеленового шва должна выглядеть также как лицевая. То есть представлять собой такой же рисунок, выполненный из полукрестов в одном направлении без просветов.
  • После окончания вышивки нить нужно спрятать под стежками и оборвать. На изнанке не должно быть видно хвостиков нити или узелков.
  • Если требуется сменить цвет, то нить меняется. Вышивание новым цветом начинается так же как вся работа.
  • Если для вышивания была выбрана мягкая ткань, то используйте рамки, с помощью которых можно будет переворачивать вышивку, для того чтобы продолжить работу на изнаночной стороне.
Читайте также:  Птицы клюют москитную сетку что делать

Пошаговое выполнение гобеленового шва «колодки»

Гобеленовый шов «колодки» — это техника вышивки гобеленовым стежком при прокладывании нити.

  1. Нить закрепляем любым из, рассмотренных выше, способом.
  2. Выводить нить на лицевую сторону требуется до начала ряда посередине клетки. Длина нити должны быть равна числу клеток требуемого цвета.
  3. Иглу с изнаночной сторону следует выводить из левого в верхний правый угол. Остальные стежки выполняются точно так же. Полукрестики перекрывают нить.
  4. Последующие ряды вышиваются аналогично. Для начала на лицевую сторону посередине клеток выводится нить. Потом, в такой же последовательности справа налево начинается шитье гобеленовым швом.
  5. Закрепляется нить точно так же, как рассказано в описании классического гобеленового стежка.

Вышивка, выполненная гобеленовым швом «колодки», получается плотной и очень объёмной. Поэтому работа делается строго по рядам, так как шить «частями» как при вышивке крестом не выйдет.

Вертикальные гобеленовые стежки

Картины, выполненные вертикальными гобеленовыми стежками, выглядят очень необычно и однозначно привлекут к себе внимание. Вертикальный гобеленовый шов или как его ещё называют шов прямыми стежками, выполняют как с проложенной нитью, так и без неё.

  1. Нить закрепляется уже известным нам способом.
  2. Иглу следует выводить снизу вверх в каждой клетке канвы. Если вышивка выполняется на ткани другого типа, то следует стараться делать шовчики одной длины. Для этого можно считать количество переплетений ткани, и так определять каким должен быть стежок.
  3. Стоит отметить, что на изнаночной и лицевой стороне стежки выглядят одинаково, только на лице они выпуклей.
  4. Если требуется перейти к следующей линии, то нужно будет спуститься из верхнего угла первого ряда в нижний второго.
  5. Все стежки делаются в такой же последовательности снизу вверх. Между рядами не должно быть просветов и видно ткань.
  6. Шов с проложенной нитью делается так же как в «колодках», только стежок делается прямым, а не наклонным.
  7. Нить закрепляется точно так же, как при выполнении простого гобеленового шва.

С помощью вертикально техники создаются вот такие вот гобелены.

Захватывающий гобеленовый шов

Захватывающий стежок требуется для того, чтобы делать плавные переходы между цветами близких оттенков при вышивке крупных участков. Также, этот шов часто используют для вышивки абстрактных геометрических фигур. Его можно выполнять по-разному: косыми или прямыми, короткими или длинными гобеленовыми стежками. Если использовать захватывающий гобеленовый шов для выполнения длинных полукрестиков, будут хорошо видны захваты.

  1. Закрепление нити делается так же как при вышивке косого шва.
  2. Вышивку следует выполнять длинными шовчиками справа налево. Для этого игла вводится с левого нижнего в верхний правый угол. Остальные стежки шьются точно так же.
  3. Следующий ряд начинается с конца стежка в треть предыдущего ряда в обратном направлении. Для этого иголку через нижний левый угол второго ряда вводят в правый, находящийся между двумя стежками первого ряда. На готовой работе эта вышивка будет выглядеть так, будто стежочки удерживают друг друга. То есть если шовчики будут равны двум клеточкам в высоту, то второй ряд закончится половинкой одной клетки прошлого ряда в верхнем углу справа.

Мозаичная вышивка

Мозаичное плетение — один из видов гобеленового шва. Его используют для заполнения фона вышивки или для вышивки орнаментов, при создании гобеленов. Эта техника выполняется с помощью двух стежков — одного длинного и двух коротких. Шьётся мозаичное плетение справа налево, как будто бы блоками. Блок — квадрат, размеров с четыре клетки.

  1. Высота длинного стежка равна длине одного ряда.
  2. Вышивку следует начинать с коротенького стежка из нижнего левого в правый верхний угол. Косой стежочек заполняет всю нижнюю клетку, если ряд высотой в две клетки.
  3. Потом следует перейти в нижний левый угол, из правого верхнего угла короткого стежочка. Делается это удлинённый полукрестом — стежок должен быть с две клетки.
  4. Теперь снова делается коротенький стежок полукрестом. Для этого из верхнего угла длинного стежка выходит игла и вводится в левый нижний угол клетки сверху. Стежок должен получиться напротив такого же стежка в первой верхней клетке.
  5. Новый блок начинают в той же последовательности с короткого стежочка. То есть ряд в такой вышивке чередует два коротеньких стежочка с длинным швом.
  6. Каждый ряд начинают точно так же, используя короткий гобеленовый стежок — полукрест.

Шахматный гобеленовый шов

Такая техника очень похожа на мозаичную вышивку, но состоит из семи стежков. Полукрестики удлиняют на одинаковое расстояние, и самым длинный разделяют блок на две равные части. То есть делают по три стежка разного размера в каждую сторону от средней линии.

  1. Шитье начинают с левой стороны блока. Стежки выполняются одинаково из левого угла в правый. Каждый новый шов полукрест удлиняется.
  2. Заканчивают вышивку аналогичным коротеньким шовчиком, в противоположной углу блока.
  3. Следующий блок начинают с короткого полукрестика по диагонали.

Эту технику часто используют, чтобы получить шотландский шов. Для этого на уже вышитых блоках, нашивают треугольники. Обычно блоки вышивают нитками разных цветов. Шахматным гобеленовым швом часто выполняют коврики, подушки, пледы и даже гобелены.

Гобелен своими руками, мастер-класс для начинающих

Прежде, чем перейти на вышивание своих картин и гобеленов, начинающим рукодельницам следует потренироваться на картонках. Таким образом можно будет создать карточки с примерами стежков. Они потом очень пригодятся в работе.

Предлагаем вам, прежде чем переходить к собственным картинам ознакомиться с данным видео мастер-классом. С помощью него вы повторите уже пройденные и рассмотренные швы.

Вышиваем гобелен своими руками мастер-класс.

Вышивка гобеленовым швом, на первый взгляд, может показаться трудной, но освоив все швы крестики и другие, вы с лёгкостью сможете создавать своими руками прекрасные гобелены для украшения своей квартиры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector