Почему весной цветут деревья

Почему весной цветут деревья

Вспомним

  1. Какие цветущие растения вы встречали в природе ранней весной?
  2. По своим наблюдениям расскажите, как изменились с приходом весны деревья и кустарники.

Травы, цветущие весной

Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения-«смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав. Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями.

Их можно увидеть и в лесу, и на открытых местах. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда не весь снег ещё растаял. В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья и в лесу много света. Почва насыщена влагой. Именно такие условия — обилие света и влаги — необходимы раннецветущим растениям.

Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщённые подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.

Проходит время — и весна всё увереннее вступает в свои права. Зацветают сон-трава, ландыш, первоцвет. Подробнее о них ты можешь прочитать в книге «Зелёные страницы».

Береги красивые растения! Любуйся ими! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

  • Рассмотри рисунок. Узнай названия раннецветущих растений. Какие из этих растений тебе приходилось встречать в природе?

Пробуждение деревьев и кустарников

Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего покоя. У них начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам. В нём содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников — набухание почек и распускание листьев.

Но ещё до того, как распустятся листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко.

Из деревьев первой зацветает ольха. Весной на ней появляются соцветия — серёжки. Рано зацветает ива.

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике видны соцветия-серёжки. А волчье лыко имеет розовые, ароматные цветки. Подробнее об этом растении ты можешь узнать на (13).

Берёза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Ещё позднее зацветает черёмуха. Она ко времени цветения вся покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Весной начинают прорастать семена деревьев и кустарников, опавшие ещё осенью и зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.

Подумаем!

  1. Многие собирают букетики весенних растений. Хорошо ли это?
  2. Почему возле цветущих ив, черёмухи, яблонь много пчёл и шмелей, а возле ольхи, орешника, берёзы их нет?

Проверим себя

  1. Приведи примеры раннецветущих травянистых растений.
  2. Какие условия необходимы для цветения этих растений?
  3. По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников?

Ранней весной цветут мать-и-мачеха, гусиный лук, хохлатка, медуница и другие травянистые растения. У деревьев и кустарников начинается движение сока, набухают почки и распускаются листья. Многие деревья и кустарники зацветают.

Первое цветущее дерево

Открывающим сезон цветения у деревьев является ольха. Соцветия ее невзрачны, но все же в период массового цветения они непременно обратят на себя внимание, если мы будем в это время проходить где-нибудь по берегу ручья или у оврага, где обычно встречаются ольхи. Еще издали можно заметить рыжеватый оттенок кроны дерева. Подойдя ближе, мы увидим большое количество поникших сережек, которые при малейшем постукивании по стволу или дуновении ветра будут выбрасывать целые облака желтой пыли. Кроме этих сережек, мы найдем на ольхе также многочисленные черные шишечки. В то время как сережки представляют собой мужские соцветия ольхи, эти шишечки являются прошлогодними женскими соцветиями, которые все еще продолжают висеть на дереве и опадают лишь к началу лета.

Почти одновременно с ольхой ранней весной, когда еще в глубине леса лежат сугробы снега, зацветает на опушке, на припекаемых солнцем склонах лещина, или орешник, обычный и все известный в наших лесах кустарник. Впрочем, орешник популярен лишь осенью, когда созревают его плоды; весной на него никто не обращает внимания, особенно когда он стоит в безлистном состоянии. Между тем как раз в это время он, пожалуй, и наиболее интересен в биологическом отношении. Цветение орешника принимается некоторыми фенологами за начало третьего периода весны, которая в это время окончательно вступает в свои права.

Раннее зацветание орешника, так же как и ольхи, возможно лишь благодаря заблаговременной подготовке его соцветий. В течение всей зимы на его ветвях мы наблюдаем мужские сережки, в которых имеются вполне сформированные цветочки. Они стойко переносят тридцатиградусные морозы, однако стоит им только начать свое развитие, как они уже становятся гораздо более чувствительными к понижению температуры и в период цветения они нередко страдают от заморозков. Строение мужских сережек орешника на первый взгляд напоминает уже знакомые нам сережки ольхи.

Развитие цветочной сережки весной происходит с исключительной быстротой. Как только пригреет солнце и повысится температура, сережки начинают трескаться, а стержень, на котором сидят цветки, растягивается и растет почти на глазах. Так, например, на срезанной ветке орешника во влажной камере стержень мужской сережки за сутки удлинился на целых 3 см. Быстрота растрескивания пыльников находится в тесной зависимости от степени влажности воздуха. В условиях влажной атмосферы открытие пыльников затягивается на несколько дней, если же перенести сережку в сухое место, оно наступает уже через полчаса. Это обстоятельство имеет большое значение в жизни растения. Оно позволяет ему как бы пережидать дождливую погоду и откладывать цветение до более благоприятного времени. Впрочем, в дождливую погоду уже раскрывшиеся щели пыльников обладают способностью вновь смыкаться. Это также значительно сокращает непроизводительный расход пыльцы. Количество пыльцы, выпускаемой орешниками в период цветения, огромно. Одна сережка его дает около 4 миллионов пыльцевых зерен, и если принять, что таких сережек на среднем кусте будет не менее сотни, а на самом деле значительно больше, то можно представить себе, какое колоссальное количество мельчайших пылинок носится весной в воздухе в наших лесах. Обратимся теперь к женским цветкам орешника. В отличие от мужских они зимой скрыты в почке и становятся заметными лишь весной, когда из чешуи появляются пурпуровые кисточки рылец.

Имеет ли какое-нибудь биологическое значение интенсивно-красный цвет рылец? Многие, вероятно, обращали внимание на то, что молодые листья, развивающиеся из почек весной, или ростки травянистых многолетних растений имеют ярко-красную окраску. Она хорошо видна на крупных ростках конского щавеля или на молодых листьях клена, вишни или дуба. Эта красная окраска объясняется наличием в тканях растений особого пигмента — антоциана, растворенного в клеточном соке. На нем мы еще остановимся более подробно в главе о листопаде, а сейчас укажем, что антоциану в настоящее время приписывается роль дополнительного улавливателя с вета. Поглощая зеленые и синие лучи спектра, он способствует повышению температуры в клетках, что в прохладное весеннее время имеет большое значение. Считается, что интенсивно-розовый цвет рылец орешника, так же как и пурпуровая окраска женских соцветий ольхи, ускоряет, таким образом, прорастание пыльцы на рыльцах, которое происходит более энергично в условиях повышенной температуры.

Читайте также:  Котлеты из калуги рецепт

Замечательно, что уже в это время в пазухах этих крохотных листьев под сильным увеличением можно было обнаружить мелкие почечки из двух-четырех чешуек. Эти зачатки почек должны, таким образом, дважды перезимовать, прежде чем начнут свое развитие. Вот какой длинный путь развития проходят почки орешника, прежде чем они станут заметными или мы обратим на них внимание!

После того как побег орешника закончит свое развитие-цветение, развертывание ростовых почек, рост побегов и заложение новых почек, мы не заметим дальнейших существенных изменений. Тем не менее, летом происходят важные процессы созревания семян в оплодотворенных завязях и отложение запасных веществ в листовых почках и цветочных мужских сережках, что обеспечивает их развитие будущей весной.

Созревание семян у орешника происходит крайне медленно. Несмотря на то, что этот кустарник цветет чрезвычайно рано, плоды его полностью созревают лишь к сентябрю. Этим он резко отличается от других наших деревьев и кустарников, период плодоношения которых является значительно менее продолжительным. Особенно любопытно, что период созревания плодов у ивы и осины обычно не превышает месяца, тогда как у орешника он в среднем равен четырем месяцам. С чем связаны эти особенности плодоношения различных растений сказать трудно, впрочем, в дальнейшем мы еще частично вернемся к этому вопросу.

Сбрасывание колпачков у наших ранних ив представляет собой чрезвычайно интересное явление. В феврале бывают самые низкие температуры, нередко трещат двадцатиградусные морозы и почва промерзает на максимальную глубину. Тем не менее, набухание цветочных сережек с несомненностью указывает на начало развития растений выход их из зимнего оцепенения. Жизнь наших деревьев зимой изучена еще далеко недостаточно, однако есть основания полагать, что в периоды оттепелей и в теплые солнечные дни в отдельных ветвях ив начинается сокодвижение. В них происходит превращение запасных веществ и передвижение их к почкам из различных частей кроны и ствола.

Проследим теперь дальше за развитием цветочных сережек у ивы. Сбросив свои колпачки, они выглядят изящными, пушистыми белыми шариками, похожими издали на маленькие пучки ваты. Что же представляют их многочисленные волоски? Ответить на этот вопрос лучше всего в момент цветения ивы. В это время нетрудно заметить, что соцветия ив бывают двух сортов: и мужские и женские, причем они расположены на различных кустах таким образом, что на одном кусте имеются лишь мужские сережки, а на другом-женские.

Мужские цветы ив построены очень просто. Они лишены околоцветника и прикрыты лишь одной чешуйкой в пазухе, в которой располагаются обычно две (у некоторых ив больше) тычинки. Чешуйки обычно двуцветные: внизу желтовато-зеленые, наверху черноватые. Верхняя часть чешуйки покрыта длинными многочисленными волосками, которые придают еще нерасцветшей сережке характерный пушистый облик. Значение этих волосков в жизни растения вполне понятно. Одевая, словно шубой, бутоны, они дают им возможность без всякого вреда переносить низкие температуры и ее резкие колебания в то время, когда прикрывающие их колпачки опадут. Женские цветы ив имеют сходное строение, за исключением лишь того, что здесь вместо тычинок располагается продолговатая утолщенная книзу завязь, напоминающая по форме бутылочку. Эта завязь наверху переходит в столбик с двураздельным рыльцем, клейкая поверхность которого улавливает попадающую на него пыльцу. Кроме чешуек, тычинок и пестиков, в мужских и в женских цветах ив имеются при основании кроющих чешуек особые нектарники, выделяющие сладкий сок-нектар. Ивы в отличие от большинства других наших рано цветущих деревьев и кустарников опыляются при помощи насекомых, которых привлекает, с одной стороны, ароматный нектар, а с другой — большое количество пыльцы, в период цветения густо облепляющей цветочные сережки.

Такое простое строение цветов у наших ив, лишенных каких-либо следов околоцветника, как-то не вяжется с их способом опыления; кроме того, все остальные, кстати сказать, более древние представители семейства ивовых — различные тополя и осина — являются типичными ветроопыляемыми растениями. Поэтому в настоящее время считается, что ивы являются вторично приспособленными к опылению при помощи насекомых, причем приспособление это могло возникнуть в сравнительно недавнее время. На это указывает, между прочим, большое число видов насекомых, посещающих цветы ивы, доходящее до восьмидесяти. Среди них мы встретим шмелей, обыкновенных и земляных пчел, бабочек и некоторых мух. Этот разнообразный ассортимент опылителей указывает на то, что у ив нет особой специализации в этом направлении, тогда как цветы большинства других энтомофильных растений строго приспособлены к определенному виду или определенной группе насекомых. С некоторыми из этих приспособлений мы ознакомимся в следующей главе.

Интересно отметить также, что в настоящее время имеются основания полагать, что предки наших ив имели обоеполые цветки, на что указывает не столь уже редкое появление у козьей ивы особых уродцев в виде цветов, имеющих и пестик, и тычинки. Возможно, что переход к двудомности дал ивам ряд преимуществ в отношении предохранения от самоопыления. Впрочем, все это еще остается в области самых отдаленных предположений.

Класс: 1

Цели урока:

  1. Уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной.
  2. Познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины их раннего цветения.
  3. Продолжать воспитание чувства ответственности за природу, стремление охранять её.
  4. Формировать навык чтения на материале урока. (Слайд 2)

Задачи урока:

  • научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений;
  • усвоить основные правила охраны первоцветов. (Слайд 3)

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемный урок.

Программное обеспечение:

  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова. О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы.– М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.
  • Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига / Учебник, 2006 г.

Межпредметные связи:

  • с уроком литературного чтения;
  • с уроком изобразительного искусства.

I. Самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с учебником.
  2. Формулирование темы урока.
  3. Словарная работа.

III. Постановка проблемных вопросов.

IV. Открытие нового.

  1. Поиск решения (подводящий диалог)
    а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.
    б) Работа с учебником.
    в) Отгадывание загадки.
  2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “Почему так растение называется?”
Читайте также:  Мини сверлилка своими руками

V. Первичное закрепление.
Игра “ Отгадай-ка”.

VI. Самостоятельная работа.
а) Работа с тетрадью.
б) Работа с хрестоматией.
в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях.
г) Отгадывание чайнворда.
д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

VIII. Повторение с включением новых знаний.

а) Викторина “Первоцвет”.
б) Знакомство с работой по защите первоцветов в Волгоградской области.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

X. Рекомендации по работе дома.

Ход урока

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать!

– Какое время года сейчас? Весну вы видите и на фотографии. (Слайд 4.)

– Какие весенние месяцы вы знаете? Какой идёт месяц?

1. Работа с учебником.

– Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем вертолёте. Открываем стр. 49 учебника.

Прилетел вертолёт
И берёт всех нас в полёт.

– Где мы летим? (Над лесом)

– Что мы видим внизу? (Варианты ответов)

– С вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми, у осины нежный зеленоватый цвет.

– Какие же изменения происходят с растениями весной? (Дети перечисляют: началось сокодвижение, набухают почки, некоторые растения цветут)

– Увидите ли вы с вертолёта какие деревья цветут ранней весной? А листочки уже распустились? А Машу с Мишей вы видите? Чем заинтересовался Миша?

2. Формулирование темы урока.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Варианты ответов детей)

– Сегодня мы поговорим о том, какие растения весной цвести торопятся. Это тема нашего урока.

– Давайте спустимся на землю к Маше и Мише, и вместе с ними внимательно рассмотрим цветущие растения.

3. Словарная работа.

Перед вами на доске ребус. Разгадайте его, и вы узнаете о каких растениях пойдёт речь. (Слайд 5.)

Правильно. Речь пойдёт о первоцветах.

– На стр. 49 прочитаем задание. Что обозначает знак? (Подумай!)

Наша задача найти ответы на эти вопросы:

  1. Почему эти растения так назвали?
  2. Почему они уже цветут?
  3. Разве им не холодно?
  4. Бывают ли другие первоцветы?
  5. Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Слайд 6.)

– Как вы думаете, почему растения называют первоцветами? (Потому что они цветут первыми)

– Первоцветами называют растения цветущие сразу после схода снегового покрова. В нашей местности эти растения цветут уже в апреле (в отдельные теплые годы – с конца марта) до середины мая.

1. Поиск решения (подводящий диалог)

В чем смысл столь раннего цветения этой группы растений?

а) Составление таблицы: “Смысл раннего цветения растений”.

– Почему растения стараются цвести до распускания листьев? (Варианты ответов)

– Первая и главная причина – солнечный свет. Достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Именно ранней весной леса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции “выбрали” для своего цветения именно раннюю весну.

– В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений. К ним относятся береза, осина, ольха, лещина, или орешник. Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.

– Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.

Давайте прочитаем, какая таблица у нас получилась.

Смысл раннего цветения растений

– Достаточное количество света.

– Легче происходит опыление.

– Наличие влаги. (Слайд 8.)

б) Работа с учебником.

– А теперь рассмотрим раннецветущие деревья и кустарники. (Слайд 9.)

– Обратите внимание, что деревья и кустарники цветут, а листьев на них ещё нет.

Посмотрите стр.48 учебника.

На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других– зеленоватые. На веточках ивы видны “пуховки”-пушистые серёжки. Распустились первые цветки и на орешнике. Гибкие серые хвостики свешиваются с них. И на тех же веточках есть и другие цветки. Из верхушки каждой почки высунулось по паре ярко-розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит с других кустов орешника. На веточках осины в начале серёжки короткие, плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

в) Отгадывание загадки.

Разгадайте загадку: “Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает”. (Подснежник.)

Ученик читает стихотворение: (Слайд 10)

Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут. (Слайд 11.)

2. Индивидуальная работа. Сообщения детей “ Почему так растение называется?”

Ученики рассказывают по очереди о первоцветах, открывая изображения растений с названиями.

– Название рода Примула происходит от греческого primus – ранний, первый, за очень раннее цветение. Первоцвет весенний. Примулу еще называют "баранчиком" за морщинистые листья, волнистые по краю и покрытые бархатистым пушком, напоминающим шкуру молодого барашка. У многих народов это растение известно под названием "ключики" – соцветие желтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Слайд 12.)

(Добавляет сообщение учитель) Первоцвет – чемпион среди наших травянистых растений по содержанию аскорбиновой кислоты. Одного-двух листочков достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность человека в витамине С. Издавна используют первоцвет в народной медицине.

– Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – “мачеха”, а нижняя – мягкая, теплая – “мать”. (Слайд 13.)

– Медуница неясная (“легочница”) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара.

– Калужница болотная. Название этого растения происходит от старо русского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. (Слайд 15)

Читайте также:  Переделка старых домов фото до и после

– Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота. (Слайд 16.)

– Перелеска. Растут перелески на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках, где весной снег тает быстрее всего. Поэтому у перелески такое название. (Слайд 17.)

V. Первичное закрепление.

Давайте поиграем в игру “ Отгадай-ка”.

Я буду называть различные растения. Если называю первоцвет, то вы руки поднимаете.Значит, растёт первоцвет. Если другое растение, то сидите смирно. (Мать-и-мачеха, роза, первоцвет, гладиолус, сентябрины, ветреница, прострел, астра, ромашка, перелеска)

– А других первоцветов не бывает? (Бывают) Давайте посмотрим на их фотографии.

– Многие из этих первоцветов растут в нашей местности.

VI. Самостоятельная работа.

а) Работа с тетрадью.

– Теперь вы сможете самостоятельно узнать раннецветущие растения. В тетради для самостоятельных работ выполняем задание 33: “ Выбери рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной”.

– Раскрась понравившийся рисунок, если знаешь, как выглядит цветок растения.

б) Работа с хрестоматией.

Первоцветы цветут так рано. Разве им не холодно?

Чтобы ответить на этот вопрос откроем хрестоматию на стр.49 и прочитаем текст “Неужели первым весенним цветам не холодно?”

– Холодно ли первоцветам? (Да)

– Как они защищаются от холода? (Растения покрыты волосками, закрывают и опускают свои головки) (Слайд 22.)

в) Работа по таблице “Первоцветы, используемые в лечебных целях”.

Первоцветы радуют нас своей красотой, некоторые из них используют в пищу, а так же как лекарственные средства. (Слайд 23.)

Например, мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще “легочницей”. Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания. Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

– Как вы думаете, можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? (Варианты ответов детей)

Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растет, красуется,
Ясным днем любуется.

г) Отгадывание чайнворда.

– А теперь посмотрите на доску и отгадайте чайнворд. (Слайд 24.)

В нём зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске)

Дети должны прочесть фразу: “Не рви букеты”.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

д) Самостоятельная формулировка правил охраны первоцветов.

Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?

(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)

Затем учитель продолжает беседу и открывает на доске правила охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять)

Правила охраны первоцветов.

  1. Не рви букеты!
  2. Не губи места произрастания первоцветов!
  3. Не вырывай цветы с корнем!
  4. Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними! (Семена их продаются в цветочных магазинах)
  5. Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов. (Слайд 25.)

Одно из правил охраны первоцветов гласит: “Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов”. Как можно это сделать? (Варианты ответов)

– Можно оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, в школе, чтобы люди запомнили эти растения.

– Каждый из вас может нарисовать запрещающий знак или рисунок первоцветов, чтобы мы могли оформить коллективный плакат об их охране и повесить в нашей школе.

VII. Физминутка.

VIII. Повторение.

– Ещё раз проверим, как вы запомнили первоцветы.

Проведём викторину. Я буду читать описание растения, а вы отгадывать его название.

(На доске карточки с названиями первоцветов, ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)

  1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. (Медуница.)
  2. Это растение ядовито, его используют для лечения больных суставов. Оно на тоненьких стебельках покачивается даже от слабого ветерка.(Ветреница.)
  3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Верхняя часть листа гладкая и на ощупь холодная, а нижняя покрыта волосками, мягкая и тёплая. Цветы жёлтого цвета. (Мать-и-мачеха.)
  4. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам. (Калужница.)
  5. У этого растения волоски покрывают и стебель, и листья, и наружную сторону цветка. (Прострел.)
  6. У многих народов это растение известно под названием ключики т.к. соцветия жёлтых цветков, склонившихся в одну сторону, напоминают связку ключей. (Первоцвет.) (Слайд 26.)

В нашей области произрастает по разным оценкам от 180 до 220 раннецветущих растений, из которых большая часть занесена в Красные книги РФ и Волгоградской области.

В Волгоградской области проводится природоохранная акция по защите раннецветущих растений “Вестники весны”. В ходе акции проводятся разъяснительные беседы с населением, с целью пресечения незаконного сбора, торговли и скупки охраняемых растений, в первую очередь — со школьниками. Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей совместно с милицией общественной безопасности проводятся специализированные рейды, задачей которых является выявление фактов незаконного сбора и уничтожения цветов, а также их незаконной продажи. Согласно Административному кодексу, такие деяния наказываются штрафом.

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали?

– Что нового узнали?

– Для чего мы изучали эту тему?

– Оцените свою работу на уроке с помощью изображения на карточке человечка. (Слайд 27.)

– Покажите карточки. Почему человечек улыбается? У кого он грустный? Почему?

Я вижу, что вы довольны своей работой. Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. Но особенно меня порадовали…

X. Рекомендации по работе дома.

Кто желает, нарисуйте рисунок, изображающий первоцветы. Кому интересно, тот может обратиться к хрестоматии и узнать историю названия первоцветов.

Ссылка на основную публикацию
Помпон из флиса мастер класс
Из мастер-класса Яны Калгиной вы узнаете, как сшить шапочку из флиса с ушками. Осенью такая шапочка украсит и согреет головку...
Подушка наволочка лицо ответ
С помощью теста Простые аналогии можно определить ха­рактер логических связей, а также наличие отноше­ний, которые возникают между понятиями. Задания этого...
Поменять заставку на мониторе
Иногда хочется сменить фон рабочего стола на главном экране ОС. Часто такой экран называют заставкой. В этой статье расскажем, как...
Почему весной цветут деревья
Вспомним Какие цветущие растения вы встречали в природе ранней весной? По своим наблюдениям расскажите, как изменились с приходом весны деревья...
Adblock detector