Основные направления грузопотоков газа

Основные направления грузопотоков газа

Во-первых: определяем по карте «Энергетика мира» основные страны-лидеры по добыче газа, ими являются: Россия, США (абсолютное первенство), Канада, Нидерланды, Великобритания, Алжир, Саудовская Аравия, Норвегия и др.

Во-вторых: находим по той же карте основные государства-экспортёры газа: Россия (I место), Алжир, Канада, Норвегия, Индонезия.

В-третьих: выделяем основные страны-импортёры газа: государства Европы, США, Япония.

Из вышеприведённых данных делаем соответствующий вывод: в настоящее время в топливно-энергетическом балансе высокоразвитых стран доля газа увеличивается, но собственных запасов в них явно недостаточно. Основной дефицит газа наблюдается в странах Западной Европы, Японии, отчасти в США, куда идут потоки газа из России (в Европу), из государств Азии (в Японию), из Африки, Канады, Мексики (в США).

Билет № 20

1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

Мировое хозяйство (МХ) — это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежат международное географическое разделение труда, различные экономические и политические отношения.

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества.

Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI — XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка.

Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII — XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США.

Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду — с конца XIX в. по начало XX в.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП — валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению: ВВП — совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению: отрасль международной специализации — отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет «лицо» государства в МГРТ.

Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

· Япония — экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

· Болгария — выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

· Канада — производство зерна, продукции лесной промышленности.

· Замбия — экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске «облагороженной», дорогостоящей продукции — машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Читайте также:  Как убрать складку под попой на брюках

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 2123 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

  1. I Тип Простейшие. Характеристика. Классификация.
  2. I. Электрофильтры. Характеристика процесса электрической очистки газов.
  3. II.2 Стилистическая характеристика рекламного текста
  4. III. Социолингвистическая характеристика
  5. V. Определение основных параметров шахтного поля
  6. VIII. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества
  7. А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  8. А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  9. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  10. Алгоритм действий (лечебная тактика) при основных АС
  11. Амортизационные отчисления основных фондов
  12. Амортизация основных средств

Грузовые потоки представляют собой конкретное выражение транспортно-экономических связей, которые образуются в про­цессе производства и обмена товарами между отправителями и получателями грузов и распределяются по различным путям со­общения. Они характеризуются направлением и размерами гру­зового обмена, которые зависят от размещения производства, пунктов отправления грузов, пунктов потребления и баз хране­ния товаров, технологических особенностей производства и его специализации, размещения путей сообщения и провозной спо­собности транспорта, а также от системы организации товаро­движения.

Изучение грузовых потоков необходимо при анализе транс­портного рынка, выявлении излишних нерациональных перево­зок, определении сфер эффективного использования того или иного вида транспорта и обосновании перспектив их развития.

Грузовые потоки можно классифицировать по назначению, родам грузов и видам транспорта.

По назначению различают международные, межрайон­ные, местные и внутрихозяйственные транспортно-экономические связи. Международные грузопотоки представляют собой пе­ревозки товаров между различными странами и континентами

Классификация грузовых потоков по родам грузов пре­дусматривает выделение и анализ основных массовых грузов, до­ля которых в общем объеме перевозок того или иного вида транспорта, страны или региона значительна. При этом для каж­дого вида транспорта выделяют свою номенклатуру основных массовых грузов. По отдельным районам анализируют также и другие грузы, которые составляют хотя и небольшую долю в об­щем грузообороте по стране, однако имеют большое значение для данного района.

Из многочисленных наименований продукции, перевозимой различными видами транспорта, обычно выделяют 6—8 групп грузов, которые преобладают в структуре грузопотоков на этих видах транспорта (табл. 4.3)

Железнодорожный транспорт Внутренний водный транспорт Морской транспорт
Группа грузов Доля, % Группа грузов Доля, % Группа грузов Доля, %
Минеральные строительные материалы 22,7 Минеральные строительные материалы 51,6 Нефтегрузы 45,0

Как видно из табл. 4.3, для каждого вида транспорта характер­на своя структура грузопотоков, хотя в целом перечисленные группы грузов составляют основу объема перевозок (83—92%) на указанных видах транспорта. На железных дорогах наиболее значительны перевозки строительных материалов, каменного уг­ля, нефтегрузов (в основном продукция нефтепереработки), же­лезных руд, черных металлов и хлебных грузов; для речного транспорта наиболее характерны перевозки минеральных строй­материалов и лесных грузов; для морского транспорта — налив­ные (нефтегрузы), стройматериалы, руды и хлебные грузы.

Анализируя грузопотоки по видам транспорта, выде­ляют, прежде всего, универсальные виды транспорта общего пользования — железнодорожный, внутренний водный и мор­ской, осуществляющие массовые и, как правило, первичные пе­ревозки грузов (табл. 4.4). Перевозки автомобильным транспор­том, который выполняет значительную часть повторных перево­зок, анализируют отдельно. Выделяют также перевозки трубопроводным транспортом, который перемещает только опреде­ленные продукты. Так, 62,5% нефтегрузов транспортируется по трубопроводам.

Из табл. 4.4 .видно, что основную массу топливно-сырьевых грузов в России (кроме нефтегрузов) перевозят по железным до­рогам. При этом такие грузы, как железная и марганцевая руды, каменный уголь и кокс, минеральные удобрения, черные метал­лы, зерно и продукты перемола, цемент, почти полностью (на 90—96%) поступают на железную дорогу для доставки потребите­лям.

Читайте также:  Как отмыть пол от клея обойного
Род груза Железнодорож­ный Внутренний водный Морской
Каменный уголь и кокс 94,8 2,2 3,0
Нефтегрузы 29,5 3,7 4,3
Руда железная и марганцевая 96,2 1,4 2,4
Черные металлы и металлолом 90,4 2,1 1,0
Химические минеральные удобрения 92,6 5,6 1,7
Лесные грузы 70,3 23,3 4,4
Цемент 90,0 1,6 1,3
Хлебные грузы 86,2 7,0 1,8

Значительную часть перевозок минеральных строительных материалов (более 35%) и лесных грузов (23,3%) осуществляет речной транспорт. Большая часть сырой нефти (свыше 62%) и значительный объем нефтепродуктов поступают потребителям по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам.

Весьма разнообразна номенклатура перевозимых грузов на ав­томобильном транспорте, из которой при анализе выделяют пе­ревозки промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные грузы и товары торговой сети.

В последние годы на всех видах транспорта растет доля гру­зов, перевозимых в контейнерах (до 30% общего объема перево­зок грузов), хотя этот показатель ниже, чем в развитых странах.

Характеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков за­висят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления раз­личных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей.

Другой особенностью изменений грузопотоков является уменьшение их мощности и рост излишних нерациональных пе­ревозок. Мно­гие из однородных грузов перевозят навстречу друг другу, по­вторно и на значительные расстояния при наличии аналогичной продукции в близких к местам потребления районах.

В связи с развитием конкуренции между видами транспорта некоторые транспортные компании, не считаясь с расходами, бе­рут на себя полный цикл перевозок "от двери до двери", хотя по экономическим соображениям более эффективно взаимодейст­вие разных видов транспорта.

Необходимо отметить, что одной из причин изменения грузо­потоков является развитие так называемых бартерных сделок, когда вместо денежной оплаты полученных товаров или услуг предприятия рассчитываются выпускаемой продукцией (углем, металлом, лесом, нефтепродуктами, трубами, зерном, мясом, овощами и другими товарами или услугами). В результате, на­пример, металлургический комбинат, на который традиционно поступают уголь и руда, а от него черные металлы и прокат, ста­новится отправителем или получателем картофеля, зерна, мяса, одежды, автомобилей и другой, явно "неметаллической" продук­ции. Возросло число "блуждающих" потоков металлических труб, оборудования, стройматериалов и других грузов в разные концы страны и во встречных направлениях по так называемым прямым связям и на реэкспорт. Эффективность таких перевозок часто "съедается" их нерациональностью, ростом транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Резкий рост тарифов на железнодорожном, морском, автомо­бильном и других видах транспорта привел не только к сниже­нию спроса на грузовые перевозки, но и к изменению рынков сбыта и поставок продукции во многих районах страны. При на­личии большого количества нереализованной продукции, напри­мер угля, нефтепродуктов, товарной древесины, эти товары заво­зят из-за рубежа (для Дальнего Востока из Китая и Австралии, на северо-востоке России — из Финляндии и Польши и т. п.). Иногда такие перевозки оправданны, однако отсутствие государ­ственного регулирования, стабильной налоговой и таможенной политики часто приводит к значительным потерям отечествен­ных производителей и экономики в целом.

Таким образом, основные грузопотоки энергоносителей (угля, нефти, природного газа) следуют различными видами транспорта из Западной Сибири, Северного и Поволжского экономических районов в центр, на запад и юг России, на экспорт в страны СНГ, Восточной и Западной Европы. В этих же направлениях следуют значительные объемы продукции лесной и металлур­гической промышленности. Увеличились потоки этих грузов в восточном направлении на экспорт через морские порты Дальне­го Востока. Растет транзит грузов, в основном, в контейнерах по транссибирскому "транспортному коридору" из Европы в стра­ны азиатско-тихоокеанского региона и обратно.

Читайте также:  Разъем для подключения видеокамеры к видеорегистратору

Потоки нефтепродуктов, различных руд, химических грузов, минеральных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства более рассредоточены по территории страны. Эти гру­зы транспортируются в основном на короткие и средние рас­стояния, так как их производство обычно приближено к местам потребления.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Природный газ — самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в -мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн — -Западная Сибирь. Крупнейшей газодо-бывающей страной являются США, далее Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от нефтедобывающих, главными газодобываю-щими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (западная сибирь, туркмения, узбекистан) и Ближний Восток (иран) . Главными экспортерами газа являются Россия, по­ставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Ни­дерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Вос­тока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя спосо­бами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

Главные страны экспортёры и импортеры газа. Главные
грузопотоки газа.
Самая большая доля по размерам потребления природного газа, как и по размерам его производства, сохраняется за Северной Америкой — 32 %, в составе которой США были и остаются крупнейшими в мире потребителями этого вида топлива (600-650 млрд. м3 в год) .
Доля стран Зарубежной Европы в потреблении газа составляет -21,1 %, среди стран
выделяются следующие: Германия — 80 млрд. м3, Великобритания — 90 млрд. м3.
Доля стран Зарубежной Азии в потреблении газа составляет- 19 % (выделяются Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Иран) .
Страны с переходной экономикой — 22,4 % (Страны СНГ, Китай) .
Доля Латинской Америки в мировом потреблении природного газа сравнительно невелика — 3,9 %.
Т. е. из всего сказанного видно, что главными импортерами газа -являются Зарубежная Европа, США и Япония, а главные экспортеры -страны СНГ (Россия, Туркмения) , Зарубежная Европа (Нидерланды, Норвегия) , Зарубежная Азия (Малайзия, Индонезия, ОАЭ) , Африка (Алжир) , а так же Канада.
Экспортно-импортные операции с природным газом осуществляют двумя способами: по магистральным газопроводам (75 %) и с использованием морского транспорта в сжиженном виде (25 %).По магистральным газопроводам обслуживают внутриконтиненталъную торговлю (Канада -США; Нидерланды, Норвегия — другие европейские страны; Россия — страны Восточной и Западной Европы) .
В отдельных случаях по газопроводам осуществляется и межрегиональная и межконтинентальная торговля (Африка — Западная Европа) .
Россия была и продолжает оставаться крупнейшим экспортером природного газа (200 млрд. м3 в год) .
В отличие от нефти пока преждевременно говорить о мировом рынке П. Г. Правильней вести речь о нескольких региональных рынках.
В международной торговле сжиженным газом в мировом хозяйстве сложились две главные газотранспортные системы — система Азиатско-Тихоакеанскогорегиона — самая мощная и разветвленная, обеспечивает более Уц всех мировых Экспортно-импортных поставок сжиженного природного газа (С. П. Г. ) .
Азиатско-Тихоакеанскийрегион (ведущая страна экспортер — Индонезия) поставляет газ в Японию, республику Корея, Тайвань.
Африкано-Западноевропейская газотранспортная система (ведущие страны экспортеры — Алжир, Ливия, Нигерия) поставляет газ во Францию, Испанию, Бельгию.

Ссылка на основную публикацию
Органайзер для шурупов своими руками
У настоящего хозяина порядок должен быть не только на участке, но и в мастерской. Поэтому идеи хранения саморезов на фото...
Нужно ли выкапывать гвоздику на зиму
Каждый дачник или садовод стремится создать на своём приусадебном участке красивый цветник с использованием цветущих и почвопокровных растений. Гвоздика Шабо...
Органайзер для шурупов своими руками
У настоящего хозяина порядок должен быть не только на участке, но и в мастерской. Поэтому идеи хранения саморезов на фото...
Основные направления грузопотоков газа
Во-первых: определяем по карте «Энергетика мира» основные страны-лидеры по добыче газа, ими являются: Россия, США (абсолютное первенство), Канада, Нидерланды, Великобритания,...
Adblock detector