Электроустановки и электрооборудование пожарной части

Электроустановки и электрооборудование пожарной части

Применение дополнительного электрооборудования пожарных автомобилей обусловлено тем, что данная техника используется в разное время суток, и зачастую при слабой освещенности объектов. Кроме того, пожарный автомобиль должен следовать к месту назначения на высокой скорости. Данные аспекты требуют от специализированной техники высокой информативности. А также максимальной приспособленности к эксплуатации в самых различных условиях.

Виды основного и дополнительного оборудования

Именно с целью повышения эффективности и надежности и применяется специальное электрооборудование пожарных автомобилей, устанавливаемое дополнительно к базовому. В этот список входят устройства сигнализации и дополнительного освещения, а также различные индикаторы работы механизмов, приводимых в действие электрическими двигателями, такие как:

  • внешние осветительные приборы отсеков и рабочих мест, в ночное время обеспечивающие работу боевых расчетов;
  • приборы сигнализаций, оповещающих о движении спецтехники;
  • дублирующие системы и приборы контроля, позволяющие совершать аварийный запуск стартера из насосного отделения;
  • система отопления кабины, где размещаются члены спасательной команды.

Размещение оборудования и электроустановок

Все сигнальные лампы, а также тумблеры запуска электроустановок пожарных автомобилей размещаются на отдельном щитке в кабине водителя. Что до самого оборудования, то:

  • фара-прожектор, обеспечивающая направленное освещение, монтируется на кронштейне, который дает возможность менять её положение во всех плоскостях;
  • задняя фара устанавливается у насосного отделения, что позволяет освещать место работы ночью и/или при сильном задымлении;
  • сигнальные фары принято размещать на крыше транспортного средства. Они отвечают за прерывистые сигналы синего цвета;
  • плафоны в кабине и салоне автомобиля предназначены для освещения насосного отделения и прочих бортовых отсеков.

Помимо этого, на автоцистернах применяется электрооборудование, посредством которого выполняется включение и выключение:

  • задних и передних поворотных фонарей и противотуманных фар-прожекторов;
  • проблесковых маячков и габаритных огней;
  • сигнально-акустической установки и сигнализации об открытии дверей;
  • подсветки вакуумного затвора насосной установки;
  • систем контроля за уровнем пенообразователя и воды, охлаждающей жидкости и масла;
  • электрического двигателя автономного вакуумного насоса и отопительно-вентиляционной установки.

Электропитание упомянутых систем осуществляется как от аккумуляторной батареи, так и от генератора (при работающем двигателе).

Все элементы управления выводятся на щиток в кабине водителя, а также его аналог в насосном отсеке. Последний используется для запуска и остановки вакуумного или же пожарного насоса, контроля работы механизмов автоцистерны и пенообразователя, и т. п.

В заключение отметим, что сегодня электроустановки пожарных автомобилей также осуществляют подзарядку штатной, а при наличии, и дополнительной аккумуляторной батареи, что позволяет обходиться без их демонтажа.

Видео: оборудование, вооружение, оснащение и электроустановки пожарных автомобилей

Пожарные автомобили эксплуатируются в разное время суток, часто при недостаточном освещении объектов. Следование на пожар должно производиться с большими скоростями. Все это требует высокой информативности пожарного автомобиля, приспособленности его к использованию в различное время суток. Этим обусловлена необходимость специального, дополнительного электрооборудования.

Дополнительное электрооборудование включает: – приборы сигнализаций, обеспечивающие информацию о движении пожарного автомобиля; – внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков пожарного автомобиля, обеспечивающих работу боевых расчетов на пожарах в темное время суток; – дублирующие контрольно-измерительные приборы и систему пуска стартера из насосного отделения; – отопление кабины боевого расчета.

Размещение дополнительного оборудования.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Размещение дополнительного оборудования показано на рис. 2.17. Выключатели освещения и сигнальные лампы размещены в кабине водителя на ее передней стенке на щитке. Фара-прожектор обеспечивает освещение объекта. Она установлена на специальном кронштейне, позволяющем изменять ее положение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Освещение места работы у насосного отделения и водоема производится задней фарой. Она укрепляется на кронштейне пенала, позволяющем изменять ее положение в горизонтальной плоскости. На пожарных автомобилях применяют фары типа ФТ1Б с электролампами А12-50-21 мощностью 41 Вт или ФТ304 с электролампами А12-32 мощностью 27 Вт. Сигнальные фары 3 подают прерывистые световые сигналы синего цвета. Они установлены на крыше пожарного автомобиля. Освещение кабины водителя и салона боевого расчета, отсеков кузова и насосного отделения осуществляется плафонами. Для этой цели используются плафоны ПК-201 с лампами А12-3 мощностью 5,9 Вт.

Выключатели и контрольные лампы приборов насосного отделения размещены на щитке насосного отделения. Задние фонари включаются включателями автомобиля.

Подсвет вакуумного клапана производится лампой 10 (А 12-1 или А12-1,5), помещенной в патрон ПП1-200. Ее включение облегчает определение поступления воды в насосе при постановке пожарного автомобиля на водоисточник или заполнении его из цистерны.

В цистерне установлены три датчика, а на щитке имеются три контрольные лампочки, показывающие полную, половину и четверть заправки цистерны водой.

Выключатели освещения (тип ВК2-А2) отсеков кузовов включают свет при открывании дверцы отсека. Параллельно им включены диоды (тип Д202).

Биметаллический прерыватель (тип РС57-Б) обеспечивает работу сигнальных фар. Он установлен на блоке предохранителей 15 (Пр-ЮА), прикрепленном к передней стенке кабины со стороны двигателя.

Рис. 2.17. Дополнительное электрооборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:
1 — щиток приборов у водителя; 2 — фара-прожектор; 3 — сигнальные фары; 4, 5 и 8 — плафоны освещения; 6 — щиток приборов насосного отделения; 7 — задние фонари; 5 — задняя фара; 10 — лампа подсвета вакуумного клапана; 11 — датчик для определения количества воды в цистерне; 12 — выключатели отсеков кузова; 13 — диоды; 14 — биметаллический прерыватель; 15 — блок предохранителей; 16 — противотуманные фары

Освещение дороги во время тумана производится противоту-манными фарами 16 типа ФТ119. В них устанавливаются лампы А12-50-40 (40,5 Вт) или А12-21-2 (19 Вт).

Щиток приборов насосного отделения (рис. 2.18). Щиток закреплен на стенке с правой стороны насосного отделения. На нем имеются: контрольные лампы 1—3, указывающие полную заправку емкости, половину и одну четверть емкости; контрольная лампа 4, включающаяся при нагреве воды в системе охлаждения выше 115 °С; контрольная лампа, включающаяся при уменьшении давления масла в системе смазки двигателя; включатель для включения контрольных ламп 1—3 уровня воды в цистерне; включатель для включения плафонов и подсвета в вакуумном клапане; кнопка дистанционного запуска стартера.

Рис. 2.18. Щиток приборов насосного отделения:
1—3 — лампы — указатели количества воды в цистерне; 4 — лампа, сигнализирующая о перегреве воды в системе охлаждения; 5 — лампа, сигнализирующая о снижении давления в системе смазки; 6 — включатель лампы подсвета вакуумного клапана; 7 — включатель плафона насосного отсека; 8 — кнопка стартера

Рис. 2.19. Щиток приборов у водителя:
1—3 — сигнальные лампы включателей; 4 — включатель сигнальных фар проблесковых маяков; 5 — включатель задней фары; 6 — включатель фары прожектора; 7 — переключатель «кабина—насосный отсек» сигнальных ламп систем охлаждения и смазки; 8 — включатель освещения кузова

Контрольные лампы могут сигнализировать и состояние систем охлаждения двигателя и смазки только при условии, если у водителя переключатель будет поставлен в положение «насосным отсек».

Приборы в кабине водителя. Выключатели и сигнальные лампы в кабине водителя размещены, как показано на рис. 2.19. На щитке в насосном отделении и в кабине водителя установлены выключатели ВК57. При их включении включаются потребители и загораются контрольные лампочки. Они указывают на то, что приборы освещения включены.

Принципиальная схема электрооборудования. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования представлена на рис. 2.20. В этой схеме различают три электрические цепи. Провод от аккумуляторной батареи (+) подводит электрический ток к блоку предохранителей (БП). В этом блоке все плавкие предохранители рассчитаны на прохождение электрического тока до 10 А. Рассмотрим все цепи от блока предохранителей до соединения провода на массу (аккумуляторной батареи).

Электрическая цепь № 1. В эту цепь параллельно включены ряд потребителей. Включателем В1 (см. 6 на рис. 2.19) включается фара прожектора Ф1. Включателем В4 (см. 6 и 7 на рис. 2.18) включаются плафоны Л5 и Л6 насосного отделения и лампа Л7 подсвета вакуумного клапана. Включателем В5 включаются лампы Л8—Л10, указывающие уровень воды в цистерне.

Рис. 2.20. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования

Электрическая цепь № 2. Эта цепь образована включением проблесковых маяков Ф2 и ФЗ с прерывателем ПР1. Включается цепь включателем В2 (см. 4 на рис. 2.19) и контролируется включением лампы Л1 (см. 3 на рис. 2.19).

Электрическая цепь № 3. В эту цепь включены задняя фара Ф4 (см. 4 на рис. 2.17) с контрольной лампой Л18. Включается фара включателем ВЗ.

На панели водителя находится включатель В6. Он предназначен для обеспечения питания плафонов освещения отсеков кузовов ЛИ и Л11—Л13. Включаются эти плафоны выключателями ВК1—ВК4. При открывании отсека срабатывают включатели и загорается соответствующая лампа плафона. Одновременно через диод Д будет подведен электрический ток к лампочке Л14. Диоды Л1—Л4 исключают прохождение электрического тока через лампы плафонов закрытых отсеков кузова, когда другие отсеки открыты.

Читайте также:  Плотность ткани для постельного белья таблица стандарт

Цепь кнопки пуска стартера в насосном отсеке, а также задние фонари ФП и ФЛ включены в систему электрооборудования базового автомобиля.

Соединительные провода дополнительного электрооборудования марки ПГВА-1,5 мм2 и ПГВА-4 мм2 заключены в пластикато-вые трубки. Трубки с проводами крепятся к элементам конструкции пожарного автомобиля металлическими скобами.

Отдельные участки электроцепей соединяются штепсельными разъемами III типа ШР32П12ЭШ1.

Описанная выше принципиальная схема дополнительного электрооборудования применяется практически на всех автоцистернах на базе автомобилей ЗИЛ-131. Однако на отдельных типах пожарных автоцистерн имеются изменения.

На автоцистернах АЦ-40 (133Г)-181 в схеме дополнительного электрооборудования изменено включение контрольных ламп гидродатчиков (рис. 2.21). Как видно на схеме, контрольная лампа Л включена в цепь с помощью двух резисторов, транзистора и диода. Такая схема обеспечивает наиболее благоприятный режим работы всей системы. При полностью заправленной цистерне будут гореть три лампочки, при 1/2 заправки—две и при 1/3—одна лампочка. Контрольные лампочки установлены в кабине.

Аналогичная схема дополнительного электрооборудования применяется на АЦ-40 (130) модель 63Б.

Неисправности электрооборудования. Наиболее часто могут обнаруживаться следующие неисправности.

1. При включении приборов освещения и сигнализации нет света, а стрелка амперметра остается в нулевом положении.

Неисправности следует обнаруживать, пользуясь принципиальной схемой. Поиск целесообразно производить в такой последовательности: проверить исправность плавких вставок блока предохранителей, лампочек. Если они исправны, то причиной отсутствия света могут быть обрывы проводов или плохой контакт соединений проводов между собою или с потребителем.

2. Слабый накал нитей электрических ламп, мигание их при включении любого потребителя. Причиной этих неисправностей может быть сильный разряд аккумуляторных батарей, повреждение изоляции проводов, замыкание их на массу. Для устранения неисправности необходимо обнаружить ее причины. Оголение провода следует тщательно изолировать, подтянуть все гайки и винты, крепящие электроприборы и провода. При необходимости все соединения следует разобрать, зачистить наконечники проводов, гайки, шайбы, затем собрать, плотно присоединив друг к другу.

Техническое обслуживание электрооборудования. Техническое обслуживание включает комплекс работ, направленных на обеспечение надежной работы электрооборудования.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). При смене караула проверяют состояние аккумуляторных батарей; исправность потребителей и контрольно-измерительных приборов; зарядку аккумуляторных батарей. Состояние аккумуляторных батарей проверяют наружным осмотром. Аккумуляторные батареи должны быть плотно установлены в гнездах, провода к клеммам Должны плотно присоединяться.

Рис. 2.21. Электрическая схема измерения количества воды в цистерне

Уровень электролита проверяют один раз в десять дней. Он должен быть на 10—15 мм выше поверхности пластин. При уменьшении уровня электролита в аккумуляторы заливают дистиллированную воду.

Исправность потребителей, контрольно-измерительных приборов проверяют включением их в работу. При обнаружении неисправностей устанавливают их причины и устраняют.

Зарядку аккумуляторных батарей проверяют при работе двигателя на средних частотах вращения коленчатого вала. Стрелка амперметра должна показывать величину зарядного тока, а контрольная лампа генератора (при отсутствии амперметра) — полностью погаснуть.

Техническое обслуживание после возвращения с пожара или учения включает мойку и последующую протирку фар, подфарников и задних фонарей. Кроме того, необходимо устранить все неисправности, обнаруженные при работе на пожаре или учении, при следовании в пути и техническом обслуживании.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Объем работ ТО-1 включает объем работ, выполняемых при ЕТО, и специальные работы по обслуживанию приборов, аккумуляторных батарей, прерывателя-распределителя.

1. Проверяют крепление, установку и действие всех приборов систем освещения и сигнализации, электроприборов, крепление проводов и наконечников, присоединяемых к электроприборам. Все потребители должны быть прочно закреплены, исправно работать. Провода и наконечники должны плотно присоединяться к клеммам. Ослабление крепления необходимо устранить.

2. Аккумуляторные батареи протирают сухой ветошью, очищают вентиляционные отверстия в пробках. Выходные зажимы аккумуляторных батарей зачищают и смазывают техническим вазелином. Крепление батарей в гнездах должно быть прочным.

Плотность электролита в каждом полностью заряженном аккумуляторе в батарее для различных климатических условий должна соответствовать данным табл. 2.4.

Степень заряженности проверяют нагрузочной вилкой. Напряжение под нагрузкой каждого аккумулятора должно быть не ниже 1,7 В.

3. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня генератора.

4. Проверить исправность прерывателя-распределителя и измерить максимальный зазор между контактами. Если он более 0,3—0,4 мм, то необходимо отрегулировать зазор.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Объем работ ТО-2 включает работы, выполняемые при ТО-1; проверку аккумуляторных батарей и зажигания; регулировку установки фар; смазочные работы.

1. Аккумуляторные батареи снимают и выполняют все работы ТО-1. При необходимости аккумуляторные батареи подзаряжают или проводят контрольно-тренировочный цикл.

2. Снимают свечи зажигания и проверяют их состояние и герметичность. При обслуживании свечей удаляют нагар с корпуса свечи, изолятора, электродов. Свечи с трещинами изоляторов заменяют новыми. Зазор между электродами должен быть в пределах 0,8—0,9 мм (на автомобилях «Урал-325» •—0,6—0,7 мм). Снять прерыватель-распределитель и проверить его, как при ТО-1. Тщательно проверить состояние катушки зажигания и проводов высокого напряжения.

3. Проверить крепление стартера, затяжку шпилек и болтов крепления генератора. Снять защитную ленту генератора и стартера, проверить состояние щеток и коллектора. Продуть полости генератора и стартера сжатым воздухом для удаления пыли.

4. Проверить работу реле-регулятора. При необходимости отрегулировать натяжение пружин его приборов.

5. Проверить установку и крепление фар. При необходимости отрегулировать установку фар и направление их светового потока.

6. При наличии экранированного электрооборудования проверить крепление экранировки к потребителям.

7. Смазочные работы. Смазать двумя-тремя каплями масла М-8Б (АС-8) втулку кулачка прерывателя, одной-двумя каплями — ось рычажка и фильц кулачка. Валик прерывателя-распределителя смазывают смазкой 1-13с или ЯНЗ-2, поворачивая крышку колпачковой масленки на 1/2—1 оборот. Подшипники генератора со стороны привода смазывают 3—5 каплями масла М-8Б из масленки. В подшипниках со стороны коллектора смазка заменяется через 35—40 тыс. км полного пробега пожарного автомобиля. Для этого необходимо снять крышку и, удалив старую смазку, заполнить полость подшипника свежей смазкой.

Смазать смазкой 158 или ЦИАТИМ-201 резиновый ролик и фиксационную скобу рычага указателя поворота, сняв предварительно крышку указателя поворота.

Сезонное техническое обслуживание. Вы полня ют работы ТО-1 пли ТО-2 и дополнительные работы по доводке плотности электролита и на некоторых машинах регулируют систему обдува стартера.

На пожарных автоцистернах АЦ-30 (53А)-106А и 106Б для охлаждения в зоне стартера или работы на месте введен обдув стартера вентилятором кабины водителя (рис. 2.22). С этой целью в корпусе вентилятора установлена специальная перегородка, направляющая воздух через воздухозаборник в сопло. В зимнее время необходимо обдув стартера не производить и перестроить работу вентилятора на отопление кабины. Для этого снимают перегородку, а между фланцем воздухозаборника и кожухом вентилятора ставят прокладку. Прокладку изготовляют по прилагаемому эскизу. Весной включают систему обдува стартера.

Рис. 2.22. Система обдува стартера пожарных автоцистерн АЦ-30 (53А)-106А и АЦ-30 (53А)-106Б:
1 — шланг дюритовый; 2 — воздухозаборник; 3 — прокладка; 4 — перегородка; 5 — кожух вентилятора; 6 — сопло; 7 — прокладка

Анализ противопожарного состояния промышленных предприятий, объектов сельского хозяйства, зданий общественного назначения и жилых домов показывает, что их безопасная эксплуатация во многом зависит от технического состояния электрооборудования, электро­установок и электроприборов. По данным ВНИИ противопожарной обороны доля пожаров от электроустановок составляет 28% от всего числа пожаров, а на предприятиях некоторых министерств и ведомств, она достигает 38%. В жилых домах общего пользования происходит до 32% пожаров от электроустановок, а в домах инди­видуального пользования — до 70%. Опасность возникновения пожа­ров при эксплуатации электроустановок появляется при использо­вании сгораемой изоляции электрических сетей, машин и аппара­тов, наличии окислителя (обычно кислорода воздуха) и источника зажигания. Большинство твердых и жидких изоляционных материалов, таких как резина, бумага, картон, хлопчатобумажная и шелковая ткань, лакоткань, полистирол, полиэтилен, полихлорвинил, трансфор­маторное масло и др., относится к горючим веществам. Пожары от электроустановок и электрических сетей происходят в результате теплового и искрового действия электрического тока.

4.1. Причины пожаров от электроустановок и меры их предупреждения

Из общего числа пожаров, происходящих от используемого электрооборудования, по Данным статистики, возникает от коротких замыканий, 33,5% — от перегрева горючих материалов и предметов, находящихся вблизи оставленных без присмотра электро­нагревательных приборов, 12% — от перегрузки проводов, кабелей, обмоток электромашин и аппаратов, 4,5% — от оборудования боль­ших переходных сопротивлений, 3,5% —

Читайте также:  Солнечный power bank 20000 мач

от искрения и электрической дуги, 3% — от нагрева строительных конструкций при выносе (переходе) из них напряжения и др [2].

Из этих данных видно, что наиболее часто причинами пожа­ров от электроустановок являются токи короткого замыкания и нарушение противопожарного режима.

Коротким замыканием называется всякое не предусмотренное нормальными условиями работы замыкание через очень малое сопро­тивление различных фаз между собой, а в системах с заземленной нейтралью, кроме того, замыкание одной или нескольких фаз на землю или нулевой провод. При возникновении короткого замыкания общее сопротивление электрической сети резке уменьшается, что приводит к увеличению токов в ее ветвях по сравнению с то­ками нормального режима, снижению напряжения, которое особен­но велико вблизи места короткого замыкания, и быстрому выделе­ние большого количества тепла.

Основными причинами возникновения коротких замыканий являются: нарушения изоляции, вызванные перенапряжениями, пря­мыми ударами молнии, старением изоляции и механическими повреж­дениями; попадание на неизолированные участки проводов токо­проводящих предметов; воздействие химически активных веществ, пыли и сырости; недостаточно тщательный уход за электрооборудо­ванием.

В современных электрических системах токи коротких замыка­ний могут достигать десятки тысяч ампер. Такие токи в короткий промежуток времени выделяют в проводниках большое количество тепла, приводящего к резкому повышению температуры и воспламене­нию горючей изоляции. Происходит расплавление металла проводни­ков с последующим мощным выбросом в окружающую среду электричес­ких искр, способных вызвать воспламенение и взрыв легкогорючих материалов и взрывоопасных смесей. Кроме теплового воздействия токи короткого замыкания вызывают между проводниками большие механические усилия, приводящие при недостаточной прочности проводников или креплений к их механическим разрушениям.

Перегрузкой электрических сетей называют явление, при кото­ром по проводам и кабелям, обмоткам электрических машин и аппа­ратов идет рабочий ток, превышающий допускаемые нормы значения. Опасность перегрузки заключается в тепловом действии электричес­кого тока. При двухкратной и более перегрузке проводников со сгораемой изоляцией происходит ее воспламенение. Небольшие пе­регрузки не приводят к воспламенению изоляции, но происходит ее быстрое старение. Срок службы изоляции проводников резко сокра­щается. Так, перегрузка проводников с изоляцией класса А на 25% сокращает срок их службы в 50-80 раз (примерно до 3-5 месяцев вместо 20 лет), а перегрузка на 50$ приводит в негодность прово­да в течение нескольких часов. Таким образом, перегрузка про­водников опасна как большая, так и малая.

Причинами перегрузок могут быть: несоответствие сечения проводников рабочему току; параллельное включение в сеть не предусмотренных расчетом токоприемников без увеличения сечения проводников; попадание на проводники токов утечки и молнии; по­вышение температуры окружающей среды. В электрических машинах перегрузка может возникнуть при механической перегрузке на ва­лу, понижении напряжения в сети, работе трехфазного двигателя на двух фазах, неправильном выборе мощности двигателя.

Причиной пожара может быть также большое переходное сопро­тивление, возникающее в местах перехода тока с одного провода

на другой или с провода на электрический аппарат, при наличии плохого контакта в местах соединений и оконцеваний проводов, в контактах машин иаппаратов. Контакты могут нагреваться до весь­ма высоких температур и, если они соприкасаются с горючими ма­териалами, то возможно их зажигание, а при наличии взрывчатой смеси возможен взрыв. В этом состоит пожарная опасность переход­ных сопротивлений, которая усугубляется тем, что места с наличи­ем переходного сопротивления трудно обнаружить, а защитные аппа­раты сетей и установок, даже правильно выбранные, не могут пре­дупредить возникновение пожаров, так как ток в цепи не возраста­ет, а нагрев участка с переходным сопротивлением происходит только вследствие увеличения сопротивления.

При наличии в помещениях легкогорючих веществ и взрывчатой системы причиной пожара, взрыва могут быть искры и электрическая дуга. Всякая электрическая искра или дуга есть результат про­хождения тока через воздух. Искрение наблюдается при размыкании электрических цепей под нагрузкой, при пробое изоляции между проводниками, при работе электрических машин — между щетками и коллектором или контактными кольцами, а также во всех случаях при наличии плохих контактов в местах соединения и оконцевания проводов и кабелей. Под действием электрического поля воздух между контактами ионизируется, и при достаточной величине напря­жения происходит разряд, сопровождающийся свечением воздуха и потрескиванием (тлеющий разряд). С увеличением напряжения тлею­щий разряд переходит в искровой, а при достаточной мощности искровой разряд может иметь вид электрической дуги.

Для уменьшения пожарной опасности от электрических искр и дуг необходимо; искрящие по условиям работы части выключателей, переключателей, рубильников, магнитных пускателей, контакторов и т.п. закрывать крышками, кожухами, колпаками; выносить из взрывоопасных помещений искрящие аппараты в безопасное место или применять такие их исполнения (например, малонаполненное), которые обеспечивают безопасность; применять различные дугогасительные устройства в виде дугогасительных решеток и камер, дугопреграждающих перегородок, маслонаполненных емкостей; следить за состоянием щеток, колец, контактов выключателей, рубильников, магнитных пускателей.

Профилактику коротких замыканий и перегрузок следует про­водить в двух направлениях: во-первых, не допускать их возникно­вения и, во-вторых, ограничивать длительность опасных токов. Для предупреждения опасных последствий коротких замыканий и перегру­зок устанавливают аппараты защиты, которые отключают поврежден­ный участок раньше, чем произойдет воспламенение изоляции, расп­лавление токоведущих жил проводников. С этой целью используют специальные быстродействующие автоматы (с временем отключения 6-8 мс) и плавкие предохранители, включаемые в цепь последова­тельно. Во избежание перегрузки необходимо: правильно выбирать сечение проводников по нагреву; ограничивать включение токопри­емников в сеть, не рассчитанную на большую нагрузку; создавать необходимые условия охлаждения проводов, электрических машин и аппаратов, не допуская перегрева их выше определенных температур, соответствующих ГОСТу и "Правилам допустимых температур".

Предупреждение возникновения пожаров от больших переходных сопротивлений достигается тщательным соединением проводов и ка­белей (скруткой, пайкой, сваркой, опрессовкой). На съемных кон­цах следует применять специальные наконечники и зажимы, что осо­бенно важно для алюминиевых проводов и кабелей; для отвода тепла и рассеивания его в окружающую среду необходимо изготовлять кон­такты достаточной массы и поверхности охлаждения; для уменьшения влияния окисления на переходное сопротивление замыкающихся кон­тактов конструктивно обеспечивают, чтобы их замыкание и размы­кание сопровождалось трением одного контакта по другому (для самоочистки контактов от пленки окиси) . Медные, латунные и брон­зовые контакты защищают от окисления покрытием тонким слоем оло­ва, серебра и других сплавов.

4.2. Классификация помещений, пожаро- и взрывоопасных зон по ПУЭ

В соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ), разд.1, гл.1.1, все помещения в зависимости от воздействия окружающей среды на электроустановки подразделяются на следующие виды.

Сухие — помещения, в которых относительная влажность воздуха не превышает 60% (например, все жилые, служебные, бытовые, лечеб­ные, учебные помещения). При отсутствии в таких помещениях ус­ловий, позволяющих их отнести к жарким, пыльным, а также поме­щениям с химически активной или органической средой, они назы­ваются нормальными.

Влажные — помещения, в которых пары или конденсирующаяся влага выделяется лишь кратковременно в небольших количествах, а относительнаявлажность воздуха более 60%, но не превышает 75% (например, кухни квартир, неотапливаемые лестничные клетки, некоторые подвалы и др.).

Сырые — помещения, в которых относительная влажность воз­духа длительно превышает 75% (например, кухни общественных сто­ловых, некоторые подвалы, ванные комнаты, животноводческие по­мещения).

Особо сырые — помещения, в которых относительная влажность воздуха близка к 100$ (потолок, стены, пол и предметы, находя­щиеся в помещении, покрыты влагой, например бани, прачечные, отдельные цехи кожевенных, сахарных, пивоваренных заводов и др.).

Жаркие — помещения, в которых под воздействием различных тепловых излучений температура превышает постоянно иди периоди­чески (более I сут.) + 35°С (например, деакамеры, сушилки, цехи с сушильными и обжигательными печами, крупные литейные и терми­ческие цехи, котельные и т.п.).

Пыльные — помещения, в которых по условиям производства выделяется технологическая пыль в таком количестве, что она может оседать на проводах, проникать внутрь машин, аппаратов и т.п. Пыльные помещения разделяются на помещения с токопроводящей пылью и помещения с нетокопроводящей пылью (например, цемент­ные заводы, обрубочные и формовочные цехи и т.п.).! ,

Помещения с химически активной или органической средой -помещения, в которых постоянно или в течение длительного време­ни содержатся агрессивные пары, газы, жидкости, образуются от­ложения или плесень, разрушающие изоляцию и токоведущие части электрооборудования (например, цехи получения- кислот, щелочей, аммиака, сероводорода, красок, искусственных удобрений, сыро-варки и др.).

Читайте также:  Коврик скользит по ламинату что делать

В соответствии с ПУЭ (разд.7, гл.7.3 и 7.ч) открытые пространства, часть или весь объем помещений, в которых хранят­ся, обрабатываются или применяются пожаро- и взрывоопасные ве­щества, классифицируют на пожароопасные в взрывоопасные зоны.

Пожароопасной зоной называется пространство внутри и вне помещений, в пределах которого постоянно иди периодически обра­щаются горючие (сгораемые) вещества и в котором они могут нахо­диться при нормальном технологическом процессе или при его нару­шениях. Но степени опасности эти зоны делятся на четыре класса: П-I, П-II, П-IIа, П-III.

Зоны класса DI — зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки выше 61°С (например, склады минеральных масел, установки по их регенерации, насосные станции горючих жидкостей, установки по пропитке хлоп­чатобумажных изделий маслами и лаками, камеры масляных трансформа­торов в др.).

Зоны класса П-II — зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых выделяются горючая пыль или волокна с нижним концентрацион­ным пределом воспламенения более 65 г/м** к объему воздуха (нап­ример, деревообделочные, трепальные, чесальные, ткацкие, прядиль­ные, льноперерабатывающие установки, малозапыленные помещения элеваторов и др.).

Зоны класса П-II а — зоны, расположенные в помещениях, в ко­торых обращаются твердые горючие вещества (например, склады бу­маги, швейных изделий, древесины, мебели, библиотеки, музеи, архивы, сборочные цехи деревообрабатываацих предприятий и др.).

Зоны класса П-III — расположенные вне помещений зоны, в кото­рых обращаются горючие жидкости с температурой вспышки паров вы­ше 61°С или твердые горючие вещества (например, открытые или под навесом оклады и хранилища минеральных масел, каменного угля, торфа, древесины и.изделий из нее, сливоналивные эстакады масел и др.).

Наибольшую опасность представляют зоны классов П-1, П-II, менее опасны зоны П-II а и П-III. Зоны в помещениях и зоны наружных, установок в пределах до 5 м. по горизонтали и вертикали от аппа­ратов, в которых постоянно или периодически обращаются горючие вещества, но технологический процесс ведется с применением откры­того огня, раскаленных частей, либо технологические аппараты име­ют поверхности, нагретые до температуры самовоспламенения горючих паров, пылей или волокон, не относятся в части их электрооборудо­вания к пожароопасным, так же как и зоны, в которых твердые, жидкие и газообразные горючие вещества сжигаются в качестве топ­лива или утилизируются путем сжигания.

Взрывоопасной зоной называется помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в которых мо­гут образоваться взрывоопасные смеси. Взрывоопасные зоны делят­ся на б классов. Для горючих газов и паров легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) предусмотрены четыре класса взрывоопасных зон; B-I, B-Ia, B-Iб, В-1г. Для взрывоопасных пылей предусмотрены два класса: ВП-и ВПа. Наиболее опасными являются зоны классов B-I и В-П. При определении взрывоопасных зон принимается, что:1) взры­воопасная зона в помещении занимает весь объем помещения, если объем взрывоопасной смеси превышает 5% свободного объема помеще­ния; 2) взрывоопасной считается зона в помещении в пределах до 5 м по горизонтали и вертикали от технологического аппарата, из которого возможно выделение горючих газов или паров ЛВ1, если объем взрывоопасной смеси равен или менее 5% свободного объема помещения. Помещение за пределами взрывоопасной зоны следует считать невзрывоопасным, если нет других факторов, создающих в нем взрывоопасность; 3) взрывоопасная зона наружных взрывоопас­ных установок ограничивается размерами, определяемыми при задании класса В-1г.

Зоны класса В—1 — зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых выделяется горючие газы или пары ЛВЖ в таком количестве и с такими свойствами, что они могут образовать с воздухом взрывоо­пасные смеси при нормальных режимах работы (например, при загруз­ке или разгрузке технологических аппаратов, хранении или перели­вании ЛВЖ, находящихся, в открытых емкостях, и т.п.). К зонам B-I также относятся помещения с установками приготовления резино­вого клея, рекуперации паров ЛВЖ, получения ацетилена, водорода, некоторые установки на нефтеперерабатывающих заводах и т.д.

Зоны класса В-1а — зоны, расположенные в помещениях, в ко­торых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов (независимо от нижнего концентрационного предела воспла­менения) или паров ЛЕЖ с воздухом не образуются, а возможны толь­ко в результате аварий или неисправностей (например, помещения хранения баллонов с горючими газами, насосные станции по перекач­ке ЛВЖ и горючих газов, закрытые тарные хранилища ЛВЖ, помещения газовых турбин, узлы задвижек на нефтегазопроводах, расположен­ные а помещениях и т.п.).

Зоны класса BIб — зоны, которые характеризуются так же, как и зоны класса В

1а, но имеют следующие особенности: I) горючие газы в этих зонах обладают высоким нижним концентрационным пре­делом воспламенения (15$ и более) и резким запахом при предельно допустимых концентрациях по ГОСТ 12.1.005-76 (например, машинные зоны аммиачных компрессорных и холодильных абсорбционных устано­вок, помещения для хранения баллонов с аммиаком и др.); 2) по­мещения производств, связанных с обращением газообразного водо­рода, в которых по условиям технологического процесса исключает­ся образование взрывоопасной смеси в объеме, превышающем Ъ% сво­бодного объема помещения, имеют взрывоопасную зону только в верх­ней части помещения выше 0,75 от общей высоты помещения, считая от уровня пола, но не выше кранового пути, если таковой имеется (например, помещения электролиза воды, зарядные станции аккуму­ляторов и др.); 3) зоны лабораторных и других помещений, в кото­рых горючие газы и ЛВЖ имеются в небольших количествах, недоста­точных для создания взрывоопасной смеси в зоне, превышающей 5% свободного объема помещения, и в которых работа с горючими газа­ми и ЛВЖ производится без применения открытого пламени. Эти зоны не относятся к взрывоопасным, если работа производится в вытяж­ных шкафах или под вытяжными зонтами.

Зоны класса В-1г — пространство у наружных установок, содер­жащих горючие газы или ЛВЖ, надземных и подземных резервуаров с ЛВЖ, газгольдеров с горючими газами, эстакад для слива и налива ЛВЖ, открытых нефтеловушек, прудов-отстойников с плавающей неф­тяной пленкой, а также пространство у проемов за наружными кон­струкциями помещений с взрывоопасными зонами классов B-I, В

П (исключение — проемы окон с заполнением стеклоблоками); пространства у предохранительных и дыхательных клапанов емкостей о горючими газами и ЛВЖ.

Для наружных взрывоопасных установок взрывоопасная зона класса В-1г считается: а) 0,5 м по горизонтали и вертикали от проемов за наружными ограждающими конструкциями помещений с взры­воопасными зонами классов B-I, B-ia, В-П; б) 3 м по горизонтали

и вертикали от закрытого технологического аппарата, содержащего горючие газы или ЛВЖ; от вытяжного вентилятора, установленного снаружи помещения с взрывоопасными зонами любого класса; в) 5м по горизонтали и вертикали от устройств для выброса из предохра­нительных и дыхательных клапанов емкостей и.технологических аппаратов с горючими газами и ЛВЖ, а также от расположенных на зданиях устройств для выброса воздуха из систем вытяжной венти­ляции помещений с взрывоопасными зонами любого класса; г) 8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров с ЛВЖ и газгольдеров с горючими газами; при наличии обвалования — в пределах всей площади внутри обвалования; д) 20 м по горизонтали и вертикали от эстакад с открытым сливом и наливом ЛВЖ.

Зоны класса В-П — зоны, расположенные в помещениях, в ко­торых выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна в таком количестве и с такими свойствами, что они способны образовать с воздухом взрывоопасные смеси при нор­мальных режимах работы (например, помещения тепловых электро­станций и котельных по разгрузке угля и торфа, приготовления угольной или торфяной пыли и т.п.).

Зоны класса В-Па — зоны в помещениях, в которых взрывоо­пасные смеси пылей или волокон с воздухом возможны только в результате аварий или неисправностей (например, помещения топливоподачи — торфа, угля).

Зоны в помещениях и зоны наружных установок, в которых твердые, жидкие и газообразные горючие вещества сжигаются в качестве топлива или утилизируются путем сжигания, не относят­ся в части их электрооборудования к взрывоопасным. в производ­ственных помещениях без взрывоопасной зоны, отделенных стенами с дверными проемами без тамбуршлюзов от взрывоопасной зоны смеж­ных помещений классов В-Ia или В-П, следует принимать класс взрывоопасности соответственно B-Ia, B-Iб, В-Па, а размер зоны — до 5 м по горизонтали и вертикали от проема двери.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector