Электросчетчик со смарт картой

Электросчетчик со смарт картой

Компания Wasion Group Limited

Адрес: No.468 West Tongzipo Road High-Tech Industrial Development Zone, Changsha City, Hunan Province, China
Телефон: +86-731-88619934
Факс: +86-731-88619686

Приборы учета электрической энергии обязательно присутствуют в каждом домохозяйстве. Старые приборы со временем уступают место современным смарт счетчикам, позволяющим учитывать расход по различным тарифам и передавать показания в управляющую компанию или ЖКХ в дистанционном порядке.

С 2019 год Минстрой Российской Федерации планирует заменить все устаревшие счетчики новыми смарт приборами управления и соединением с общедомовой сетью. Умные электросчетчики могут контролироваться дистанционно и не подлежат взлому.

Что такое умный счетчик электрической энергии?

В общем случае, умным электросчетчиком можно назвать устройство, производящее замеры текущего потребления энергии и передающее показания в автоматическом режиме без участия владельца квартиры или дома. При этом показания каждого прибора учета вначале фиксируются в общедомовой сети и лишь после сбора всех данных пересылаются на компьютеры уполномоченной организации.

Отличия обычных счетчиков от смарт устройств

Ключевыми отличиями современных счетчиков от устаревших образцов являются:

  1. Автоматический сбор и пересылка показаний в управляющую компанию.
  2. Возможность работы по нескольким тарифам, в зависимости от условий.
  3. Функционал, позволяющий производить дистанционное управление прибором.
  4. Отсутствие возможности всячески повлиять на показания. Если в старых приборах потребители могли использовать определенные методы изменения показаний, то современные приборы гораздо более устойчивы ко взлому.

Умные счетчики электроэнергии позволяет управляющим компаниям производить отключение должников в дистанционном режиме. Более того, при выявлении неполадок в электрической сети смарт устройства своевременно оповестят компетентные органы и позволят скорректировать итоговый счет.

Преимущества и недостатки современных приборов учета

На текущий момент в рамках российского рынка представлены два основных вида умных счетчиков: Меркурий и Стриж. Преимуществами использования смарт счетчиков выступают:

  1. Показания электросчетчика Меркурий или Стриж передаются в дистанционном режиме.
  2. Управление устройством в дистанционном режиме.
  3. Возможность изменения расчётного тарифа.
  4. Автоматическое выявления неполадок в электросети.
  5. Возможность принудительного отключения должников через сеть.
  6. Возможность установки счетчика Меркурий с пультом, позволяющим корректировать показания. Данный вариант устройства является незаконным, поэтому при его выявлении владелец обязан будет выплатить серьезный штраф.

Недостатками интеллектуальных счетчиков принято считать:

  1. Стоимость.
  2. Сложность установки в старые дома без развитой инфраструктуры.
  3. Зависимость работы от качества Интернет-соединения.
  4. Задержки в передаче показаний ввиду отсутствия нормального оборудования на стороне управляющей компании.
  5. Возможность изменить показания электросчетчика Меркурий при помощи пульта.

Критерии выбора умного электрического счетчика

На рынке РФ имеется два вида умных счетчиков:

  1. Индукционные. Подсчет потребленных ресурсов производится за счет вращения диска при помощи магнитного поля. Чем сильнее потребляемый ток, тем мощнее магнитное поле и, соответственно, быстрее вращение алюминиевого диска. Недостатком данных приборов является возможность искажения показаний при применении внешнего источника магнитного поля. Преимуществами данного вида умных приборов являются низкая стоимость и сравнительно неплохой функционал.
  2. Электронные. Наиболее современные устройства, использующие для подсчета магнитное поле. В отличие от индукционных, в электронных счетчиках основная часть хорошо экранирована, поэтому исказить показания гораздо сложнее. Дорогостоящие электронные счетчики могут учитывать не только потребление энергии, но и потери на линии.

В обычных квартирах и домах нет смысла использовать трехфазный электросчетчик Меркурий, достаточно однофазного прибора.

Важно! Электронные электрические счетчики могут работать по различным тарифам. Такая возможность позволяет сэкономить в тех регионах, где стоимость ЭЭ разнится днем и ночью.

Стоимость автоматизированных систем учета энергоресурсов

Стоимость электронный счетчиков напрямую зависит от функционала. Наиболее популярные модели марок Меркурий и Стриж продаются по следующим ценам:

Наименование продукта Стоимость
Электросчетчик двухтарифный Меркурий M236-ART От 4 500 рублей
Электросчетчик трехтарифный Меркурий 200.02 От 2 300 рублей
Электросчетчик с радиомодемом Стриж А1 От 6 тысяч рублей
Электросчетчик с радиомодемом Стриж Ампер-1 От 6 тысяч рублей

Как остановить счетчик Меркурий?

Современные приборы учета системы Стриж и Меркурий практически невозможно обмануть. Единственной возможностью повлиять на учет ЭЭ в данных устройствах является установка модифицированных комплектующих. Однако, специалисты, монтирующие электрические счетчики и осуществляющие поверку электросчетчиков без выезда, хорошо знают все возможные хитрости и не станут использовать переделанные устройства. Более того при обнаружении обмана, владельцу счетчика будет предъявлен штраф.

Читайте также:  Картинки двери из дерева

Схема подключения смарт приборов

Для спешного подключения электросчетчика Меркурий необходимо знать, что на приборе присутствует 4 входа:

  • ввод фазы;
  • вывод фазы;
  • подключение нуля;
  • выход нуля.

Важно! Поскольку учет ЭЭ производится по модулю, то полярность подключения прибора не играет никакой роли. Однако, чтобы избежать непредвиденных ситуаций производитель приборов советует производить монтаж по следующей схеме:

Производитель озаботился удобством установки прибора, поместив схему электросчетчика Меркурий прямо на сопроводительную документацию. Типичные схемы предусмотрены абсолютно для всех моделей однофазных электросчетчиков Меркурий.

Монтаж прибора учета ЭЭ

Установка счетчика производится специалистом управляющей компании или ЖКХ. В процессе монтажа выполняются следующие действия:

  1. Демонтируется устаревший прибор.
  2. К клеммам электросчетчика подключаются соответствующие провода.
  3. Провода укладываются в специальные ячейки и плотно закрываются крышкой.
  4. Счетчик пломбируется и подключается к электросети.

Обратите внимание! Клиенты, которые изъявят желание самостоятельно установить прибор учета, могут воспользоваться инструкцией, идущей в комплекте с электросчетчиком Меркурий.

После монтажа пользователям приборов учета с дистанционной передачей данных больше не нужно даже подходить к устройствам. Счетчик самостоятельно отправит текущие показания по ЭЭ в соответствующую компанию.

Если Вы используете электросчетчик старого образца и Вам необходима выездная поверка счетчика электроэнергии, Вы можете обратиться к нашим специалистам заполнив форму заказа.

Срок службы электронных приборов учета ЭЭ

Счетчики Меркурий или системы, работающие по технологии Ipwan, марки Стриж имеют тридцатилетний срок службы. Благодаря высоким характеристикам, электросчетчики Меркурий и Стриж сопровождаются трехлетней гарантией от производителя.

Межповерочный интервал

Сроки поверки электросчетчиков Меркурий напрямую зависят от модели прибора. Самые бюджетные устройства необходимо поверять каждые 10 лет. Межповерочный интервал наиболее надежных электросчетчиков Меркурий составляет 16 лет.

Стоит ли устанавливать электронные счетчики учета расхода ЭЭ?

Монтаж современных приборов учета позволяет гражданам не переживать о передаче показаний в управляющие компании. Наиболее популярные модели электросчетчиков Меркурий имеют массу положительных отзывов от пользователей.

Правительство РФ старается всячески стимулировать переход страны современные счетчики. Именно поэтому в декабре прошлого года был принят законопроект №139989-7 об интеллектуальном энергоучете, согласно которому планируется создать более прозрачную систему учета потребления всех ресурсов.

На территории г. Красногорска Московской области поставщиком электрической энергии ОАО « Красногорская электрическая сеть» в 2008 г. внедрена новая система учета электроэнергии и оплаты посредством электронной смарт карты. В соответствии с внедренной системой оплата за электроэнергию должна производиться абонентами путем зачисления внесенных заранее денежных средств на индивидуальные смарт-карты.

При исчерпании денежных средств электроснабжение объектов абонентов автоматически прекращается. Подобные действия не могут являться допустимыми по следующим основаниям.

  • Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
  • В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится гражданами потребителями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Следовательно, отключение от электрической энергии абонента до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, не соответствует действующему законодательству.

По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО « Красногорская электрическая сеть» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции».

Отключение электричества и « умные счетчики»

В рамках рассмотрения данного дела антимонопольным органом принято решение о проведении контрольного мероприятия по выборочному опросу потребителей — физических лиц ОАО « Красногорская электрическая сеть», проживающих на территории г. Красногорска Московской области в многоквартирных жилых домах, по вопросам энергоснабжения с использованием многофункциональных электрических счетчиков типа « ЭНЕРГИЯ -9» см.http://www.mosobltv.ru/?an=news_page&uid=1219).

По результатам проведенного контрольного мероприятия инспекцией антимонопольного органа установлено, что:

  • с абонентами ОАО « Красногорская электрическая сеть» не согласована замена приборов учета электроэнергии;
  • имеют место факты полного ограничения ОАО « Красногорская электрическая сеть» энергоснабжения;
  • абоненты оплачивают потребляемую электрическую энергию посредством внесения авансовых платежей на индивидуальную смарт-карту.
Читайте также:  Приспособление для запрессовки ступичного подшипника

Как указывает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», запрещаются действия ( бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ( или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, устранение с рынка других хозяйствующих субъектов.

Позиция « Красногорских электросетей» по вопросу отключения электроэнергии

Антимонопольным органом установлено, что ОАО « Красногорская электрическая сеть» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава. Согласно данному документу основной вид деятельности ОАО « Красногорская электрическая сеть» — производство расчетов режимов работы энергооборудования, передача электрической энергии по линиям электропередач, покупка и продажа электрической энергии в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Решением Топливно-энергетического комитета Московской области от 25.10.2006 N 2 ( Протоколы заседания N 5, 6) ОАО « Красногорская электрическая сеть» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенной электрической сети на территории Красногорского муниципального района Московской области.

Согласно п. 55 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, границами зоны деятельности гарантирующего поставщика являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации ( сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссии стало известно, что 10.12.2008 г. ОАО « Красногорская электрическая сеть» в соответствии с Программой реконструкции учета электроэнергии о внедрении системы учета электроэнергии и оплаты посредством смарт-карты для ОАО « Красногорская электрическая сеть», утвержденной Главой администрации Красногорского района Московской области, проводило плановую замену электросчетчиков на территории г. Красногорска Московской области.

В обоснование своих доводов ОАО « Красногорская электрическая сеть» указало, что 01.12.2008 г. всех жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, Железнодорожный пр-д, д. 2, уведомили о предстоящей замене электросчетчиков, разместив объявления на подъездах жилого дома и опустив персональные уведомления в почтовые ящики жильцов.

12.01.2009 г. ОАО « Красногорская электрическая сеть» прекратило подачу электроэнергии в одну из квартир многоквартирного жилого дома по Железнодорожному проезду г. Красногорска Московской области, поскольку абонент не оплачивал потребление электроэнергии в 2008 году.

Позиция ФАС: « Красногорская электросеть» отключала абонентов незаконно

В соответствии с условиями договора энергоснабжения бытового потребителя оплата за электроэнергию производится абонентом путем внесения денежных средств в кассу ОАО « Красногорская электрическая сеть» либо через кредитные организации: банк « Возрождение», филиал банка « Возрождение», Альфа-Банк, Традо-Банк. Сумма внесенных денежных средств определяется самостоятельно. Как сказано ранее, внесенные абонентом денежные средства зачисляются на индивидуальную смарт-карту абонента, а при исчерпании денежных средств, зачисленных на смарт-карту абонента, электроснабжение объекта абонента прекращается автоматически. Также условиями договора предусмотрено восстановление электроснабжения абонента, но только после внесения им денежных средств на смарт-карту.

Согласно п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию ( мощность) в объеме, определяемом в соответствии с п. 89 данных Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения ( договором купли-продажи ( поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию ( мощность) в необходимом им количестве. Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.

В настоящем случае в нарушение приведенных норм ОАО « Красногорская электрическая сеть» фактически ограничило потребление электрической энергии объемом, эквивалентным сумме внесенных на смарт-карту денежных средств, а также установило применение авансовой системы оплаты за потребленную электрическую энергию.

В этой связи антимонопольный орган сделал вывод о нарушении ОАО « Красногорская электрическая сеть» порядка взимания платы с абонентов за потребленную электрическую энергию в части навязывания обязательств абоненту производить оплату путем внесения авансовых платежей.

Согласно п. 178 Правил ( в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения ( договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

  • при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения ( неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;
  • при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином потребителем за три расчетных периода гарантирующий поставщик ( энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа. Гражданин- потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемого полного ограничения режима потребления с указанием дня и часа его введения;
  • если задолженность не погашена ( не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.
Читайте также:  Как пожарить омлет без масла

Итоги рассмотрения дела фактам отключения электроэнергии « Красногорской электросетью»

В этой связи антимонопольным органом по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение о признании ОАО « Красногорская электрическая сеть» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации ( поставке) электрической энергии на территории г. Красногорска Московской области, выразившимся в ущемлении интересов абонентов, физических лиц, путем:

  • необоснованного введения полного ограничения режима потребления электрической энергии;
  • навязывания невыгодных условий договора по оплате за потребленную электрическую энергию, а именно, требования применять авансовые платежи при расчетах за электрическую энергию;
  • нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренного Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.

Одновременно с этим ОАО « Красногорская электрическая сеть» выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, установленного данным Решением. Однако ОАО « Красногорская электрическая сеть» не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Как гласит действующее законодательство, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий — несоответствия данного акта закону и нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя. Между тем, оспариваемые ОАО « Красногорская электрическая сеть» решение и предписание антимонопольного органа апелляционный суд признал законными и не нарушающими прав и законных интересов данного общества ( см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 № 09АП-3215/2010-АК).

Так, вторая судебная инстанция посчитала, что ОАО « Красногорская электрическая сеть» не пред ставило доказательств направления абоненту уведомления об ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности.

Ссылку ОАО « Красногорская электрическая сеть» на то, что о наличии задолженности по оплате электрической энергии абонент уведомляется красной лампочкой-индикатором на электрическом счетчике, антимонопольный орган признал необоснованной, поскольку данным органом установлено, а лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что подача электрической энергии прекращается автоматически при отсутствии денежных средств на смарт-карте.

В соответствии с п. 1 и 4 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность. Антимонопольным органом установлен и подтвержден факт нарушения ОАО « Красногорская электрическая сеть» порядка ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренного Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, в части ограничения режима потребления электрической энергии без предварительного уведомления абонента.

Надеемся, что проведение антимонопольным органом подобного дела, а также тот факт, что удалось отстоять его в судебном порядке и наложить на гарантирующего поставщика оборотный штраф за злоупотребление доминирующим положением, станет образцово-показательным примером для иных гарантирующих поставщиков ( энергосбытовых организаций) Московской области и предотвратит идентичные нарушения анти монопольного законодательства в будущем.

Автор: Туник С. В., советник Управления контроля электроэнергетики ФАС России

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector