Языческие поселения в россии

Языческие поселения в россии

Здесь Вы можете найти некоторые современные славянские общины, а также контактные данные по которым можно выйти на общинников.

Если у вас тоже есть информация об объеденениях людей, которые возрождают славянскую культуру, то присылайте их нам на электронную почту online@midgard-info.ru, и мы с радостью опубликуем контакты Вашей общины.

От всей души благодарим сайт Дарислава — благодаря которому у нас появилась эта страничка с полезным и очень нужным для поиска единомышленников списком славянских общин.

Для быстрого поиска нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl + F и в поле поиска введите название Вашего города.

Архангельск

Северодвинская Славянская Община (г.Северодвинск)
Глава общины: Святослав
Эл. почта: gus-78@mail.ru

Брянск

Община «Свет Сварога»
Глава общины: Ворон Брянский
Эл. почта: svet-svaroga@mail.ru
Телефон: 8(960)555-84-84

Винница

Винницкая Община Родной Православной Веры
Глава общины: Арей Демчик
Телефон: +3(806)742-495-51

Владивосток

Община «Щит Симаргла»
Глава общины: Арий
Эл. почта: pravoslavie@list.ru

Владимир

Община «Ярополч» (община более не действует)
Глава общины: Велеяр
Эл. почта: veleyar@mail.ru

Волгоград

Община «Солнце Нави» (г.Волжский)
Эл. почта: adminvolgar@mail.ru
Страничка в сети: volgar.borda.ru

Вологда

Община «Громница» (г.Череповец)
Глава общины: Берестень (Жиров Александр Юрьевич)
Эл. почта: koloborus@mail.ru
Страничка в сети: www.vk.com/club1086184
Телефоны: 8(921)250-52-29 (Колояр), 8(906)295-33-54 (Берестень)

Воронеж

Воронежская славянская община
Эл. почта: svyatodar@rod1.org

Община «Родославия» (община более не действует)
Глава общины: Огнеслав
Эл. почта: rodoslavia@gmail.com

Центр славянской культуры «Дом Сварога»
Глава центра: Гончаров Александр Михайлович

Днепропетровск

Община «Велесова мудрость»
Глава общины: Мирослав Усатый
Эл. почта: snn@ukr.net

Община «Пламя Рода»
Глава общины: Яромир
Эл. почта: nikomir-rodoslav@rambler.ru
Страничка в сети: www.yaro.inf.ua

Община «Счастливая Семья»
Глава общины: Ясногор (Левицкий Олег)
Эл. почта: oleglyevi@mail.ru
Телефоны: 8(050)362-42-91, 8(050)362-09-61
Кому надо решить проблемы, мы — парапсихологи, зореведы, рунисты.

Община «Сила Рода»
Глава общины: Лада Иванова
Тел. 050-622-44-29

Днепродзержинск

Община «Правосвет»
Глава – Славомир Гулеватый
тел.: +38 096 491 5443, +38 063 291 5935, e-mail: slavomyr@i.ua
Староста: Световид Дегтерев, тел.096 999 7474

Донецк

Община «Дикое Поле»
Глава общины: Светолик
Эл. почта: dikepole@gmail.com

Община «Огонь Неба» (г.Мариуполь)
Глава общины: Вогнедар Караблёв
Телефон: 8(067)785-61-61

Запорожье

Община «Дети Солнца» (г.Бердянск)
Глава общины: Любомудр (Пархоменко Дмитрий Иванович)
Эл. почта: veles.azov@rambler.ru
Телефоны: 8(06153)208-28; 8(066)831-38-59; +3(806)683-138-59

Ивано-Франковск

Калушская Община Родной Православной Веры (г.Калуш)
Глава общины: Буйветер (Витаутас Вайтекаускас)
Эл. почта: vytautas2004@land.ru
Телефон: +3(806)677-535-31

Калининград

«Община Сколотов»
Глава общины: Яромир
Эл. почта: iaromir@mail.ru

Калуга

Калужская Славянская Община
Глава общины: Вадим Станиславович Казаков

Община «Велесова Тропа» (г.Обнинск)
Глава общины: Ведослав
Эл. почта: feyko@mail.ru

Община «Триглав» (г.Обнинск)
Глава общины: Богумил Мурин

Киев

Община «Коло Сварога» (г.Белая церковь)
Глава общины: Лариса Нестеренко

Община «Покон Рода»
Глава общины: Яровит Поздняков
Эл. почта: yarovyt@gmail.com
Телефон: +380503517249

Община «Светоч» (г.Бровары)
Глава общины: Радомира (Самусь Неля Федоровна)

Киров

Община «Родовое Наследие»
Глава общины: Светомир
Эл. почта: laktoin@rambler.ru

Краснодар

Славянская община Свентовида ССО СРВ (г.Славянск-на-Кубан)
Глава общины: Яромир
Эл. почта: slavrod1@rambler.ru

Община «Ведимир» (Успенский р-н, с. Коноково) (община более не действует)
Глава общины: Ладомир
Эл. почта: pavel139@yandex.ru

Община «Стрибожичи» (г.Славянск-на-Кубани)
Глава общины: Дамир
Эл. почта: rimaday@mail.ru
Страничка в сети: www.stribozhichi.ru

Община «Покон Рода» (г.Новороссийск)
Глава общины: Велибор
Эл. почта: pokonroda@gmail.com, kovshov@front.ru

Красноярск

Община Родноверов Красноярья «Родуница»
Глава общины: Север да жрец Лютослав
Эл. почта: orkrod.admin@gmail.com
Страничка в сети: www.ork-rod.ru

Кривой Рог

Группа «Аратта»
Глава общины: Борей, 066-368-84-79, 093-721-02-96
Эл. почта: grushevsky@gmail.com

Группа «Свитовит»
Глава : Зореслава, 097-790-54-92

Община «Земля Рода»
Глава : Огнеслав, 067-543-75-32

Община «Древо Рода»
Глава: Светояр Горват
конт.тел +38 098 013 9346
эл.адрес: horvat1977@ukr.net

Курган

Фольклорный коллектив «Колоход»
Глава коллектива: Велигор
Эл. почта: el_gato@bk.ru
Страничка в сети: www.rodichi.org/kolohod

Курск

Курская Северская Славянская Община
Эл. почта: severyanekursk@rambler.ru

Липецк

Община «Лада»
Глава общины: Тур
Эл. почта: ivan_tur_@mail.ru

Луганск

Община «Свет Рода» (г.Северодонецк)
Глава общины: Соловьев Александр Васильевич
Эл. почта: merarod@mail.ru

Львов

Община «Коло Световита»
Глава общины: Славолюб
Эл. почта: vladyka_slavolyub@ukr.net
Телефон: 8(067)794-02-65

Москва

Община «Велесье»
Глава общины: Пересвет
Эл. почта: peresvetmail@gmail.com

Община «Внуки Даждьбожьи»
Глава общины: Веледор
Эл. почта: doroff@mail.ru

Община «Вятичи» (г.Долгопрудный)
Глава общины: Велегаст
Эл. почта: welegast@mail.ru

Община «Дом Сварога»
Глава общины: Огнеяр
Эл. почта: begtin@fromru.com

Община «Круг Бера»
Глава общины: Велемудр
Эл. почта: alex117208@yandex.ru

Община «Круг Вятичей»
Глава общины: Лихобор
Страничка в сети: www.krugv.ru

Община «Навья Лощина»
Эл. почта: nav-ya@mail.ru

Содружество «Родная Земля» (г. Павловский Посад, Ногинск, Орехово-Зуево)
Эл. почта: pamjat-predkov@rambler.ru
Страничка ВКонтакте: www.vk.com/rodna_zemla

Община «ПеруЯр» (г.Ногинск)
Глава общины: Магута (Игорь Грибков)
Эл. почта: maguta@bk.ru

Община «РОД» (г.Ногинск)
Глава общины: Родослав
Эл. почта: staroverod@yandex.ru

Община «Родная Мера»
Глава общины: Лебедян
Эл. почта: kono-07@mail.ru

Община «Родники Марены»
Глава общины: Марья
Эл. почта: ma_aria@mail.ru

Община «Родолюбие»
Глава общины: Велеслав
Эл. почта: rodolubie@mail.ru

Община «Утро Сварога»
Глава общины: Бер Велес
Эл. почта: berveles@mail.ru

Община «Финист» (г.Серпухов)
Глава общины: Чекан
Эл. почта: diyrin@nightmail.ru

Община «Четыре Яблони» (г.Подольск)
Глава общины: Олег Подольский
Эл. почта: Oleg_podolskiy@mail.ru

Центр культурного единства «Купала»
Глава центра: Всеслав Святозар (Григорий Якутовский)
Эл. почта: rajzemnoj@mail.ru

Николаев

Община «Сварожичи Николаева»
Глава общины: Данъ
Страничка в сети: rod.mk.ua
Страничка вконтакте: www.vk.com/club32118756

Новгород

Новгородская языческая община
Глава общины: Велеслав
Эл. почта: vlesoslav@inbox.ru

Одесса

Община «Гамаюн»
Глава общины: Гой Николай Петрович

Община «Путь предков»
Глава общины: Арий
Телефон: 38(099)340-04-79

Творческий центр «Волховарн»
Глава центра: Волхозар
Эл. почта: volhovarn@farlep.net

Омск

Община «Стезя Родова»
Глава общины: Январский Владимир Николаевич
Эл. почта: znahar@pochtamt.ru
Телефон: 8(908)310-10-61

Оренбург

Община «Волкодлак»
Глава общины: Светояр
Эл. почта: stribogi@mail.ru

Орёл

Орловская Славянская Община
Глава центра: Мирослав
Эл. почта: slovjane@mail.ru

Павлоград

Община «Бережа»
Глава: Светодара Сидорова
тел.: +38 098 238 5445, +38066 055 9573
Эл.почта: amrita.47@mail.ru

Пермь

Община «Внуки Сварога»
Глава общины: Казаков Александр Геннадьевич

Община «Коловрат»
Глава общины: Добромир (Медведев Юрий Николаевич)

Псков

Рязань

Община «Троесвет»
Глава общины: Миролюб

Рига

Община «Древо»
Глава общины: Яровит Сварожич
Эл. почта: yarovitsvarozhich@gmail.com

Ровно

Община «Огонь Сварога»
Глава общины: Добромир
Эл. почта: dobromyr@mail.ua

Община «Световит» (г.Сарны)
Глава общины: Скол (Захарчук Сергей Денисович)
Телефон: 8(036)552-11-31

Ростов-на-Дону

Община «Внуки Дажбожьи»
Глава общины: Судимир
Эл. почта: sudimir.b@gmail.com
Телефон: 8(988)951-29-00 (Истислав)

Самара

Община «Боярга»
Глава общины: Древлеслав

Община «Русское Знание»
Глава общины: Ратимир (Костюнин Андрей Геннадьевич)
Эл. почта: yemel@inbox.ru, sva-slava@narod.ru

Санкт-Петербург

Община «Славянское Наследие»
Глава общины: Матеев Игорь Викторович
Эл. почта: kudesnic@mail.ru

Саратов

Община «Колослава»
Верховный совет: Лютзверь, Былята, Кузьма, Солнцеслав
Эл. почта: lutzver@gmail.com, yriiry@gmail.com
Содружество единомышленников из Саратова и области.

Симферополь

Община «Криница Живи» (г.Феодосия)
Глава общины: Богумир Потатуев
Эл. почта: reiki_atman@mail.ru
Телефон: 8(050)904-52-71

Община «Сварожичи»
Глава общины: Доля (Екатерина Запорожская)
Эл. почта: kfranchuk3@gmail.com
Телефон: 8(067)650-10-86

Община «Сварожичи» (г.Керчь)
Глава общины: Земовит
Телефон: 8(095)509-76-80

Община «Хорсунь» (г. Севастополь)
Глава общины: Даромир Литвиненко
Телефон: 8(050)181-19-63

Смоленск

Община «Утро Сварога»
Глава общины: Владимир (Марченко Владимир Александрович)
Эл. почта: rodnayavera@yandex.ru
Телефон: +7(952)532-20-87

Ставрополь

Община «Клан Волка» (г.Кисловодск)
Глава общины: Любояр
Эл. почта: klanvolka@yandex.ru

Читайте также:  Стол трансформер икеа фото и цены

Община «Миробожье» (г. Пятигорск)
Глава общины: Огнеслав
Эл. почта: vestniks@yandex.ru

Община «Славянское Наследие»
Глава общины: Яромир
Эл. почта: voin_pravi@mail.ru, istislavsn@gmail.com
Страничка в сети: www.slavbazar.org

Тамбов

Община «Жива»
Глава общины: Доброяр (Александр Архипов)
Эл. почта: arhav@mail.ru

Таллин

Содруга Русской Народной Веры
Глава общины: Варяг
Эл. почта: russbalt@gmail.com
Официально зарегистрированное религиозное объединение русских язычников Эстонии.

Тверь

Община «Твержа»
Страничка в сети: www.tverzha.ru
Страничка в социальной сети: www.vk.com/tverzha
Тверская языческая община «Твержа» (тве?ржа «укрепление, крепость», чеш. tvrz (ж.) – то же, слвц. tvrdz, др.-польск. c?wirdza, польск. twierdza.) объединяет всех неравнодушных к возрождению мировоззрения наших предков, населявших Тверскую и соседние земли до завершения процесса т.н. «крещения Руси».

Тула

Община «Даждьбожьи Внуки»
Глава общины:Ведослав
Страница ВКонтакте: https://vk.com/club10458381

Уфа

Стерлитамакская Славянская Община (г.Стерлитамак)
Глава общины: Ладомира
Эл. почта: nokin60d@mail.ru

Хабаровск

Община «Ярило»
Глава общины: Руян
Эл. почта: wedmak@rbcmail.ru

Харьков

Община «Рассвет Сварожий» (г. Купянск)
Глава общины: Светлана Кравченко
Телефон: 8(066)290-52-08

Община «Свет Рода»
Глава общины: Ладомир (Аникеенко О.М.)
Страничка в сети: www.svitloroda.org.ua
Телефон: 8(050)934-15-58

Община «Святославичи» (г.Безлюдовка)
Глава общины: Верослав (Зозуля Иван Григорьевич)
Телефон: 8(096)369-88-38

Херсон

Община «Сварожий огонь»
Глава общины: Родослав
Телефон: 8(066)771-98-08

Хмельницкий

Община «Источник Рода» (г. Каменец-Подольский)
Глава общины: Стец Владимир
Телефон: 8(097)440-58-91

Община «Стрелы Стрибога»
Глава общины: Драгомир
Телефон: 8(068)172-77-91

Недавно опубликованный первый федеральный список экстремистских материалов принес неожиданное открытие: большая его часть — это труды языческого волхва Доброслава (Добровольского). Месяц назад в одном из московских судов был вынесен приговор известному издателю языческой литературы Александру Аратову — 3 года условно. В Кургане двое язычников обвиняются в разжигании розни в интернете, а в Саратове возбуждено уголовное дело за распространение книги Истархова "Удар русских богов". Так кто же такие современные язычники? Во что верят? Много ли их и опасны ли они?

Как Сталин язычникам помог

7 ноября 1941 года товарищ Сталин обратился вовсе не к православным корням народа, а к его родной славянской вере — культу предков: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!". Так считают нынешние волхвы. Тому, что традиция не прервалась, они находят множество подтверждений. И не каких-нибудь банальных — вроде ежегодного появления в наших домах Деда Мороза и празднования Масленицы. Вот, например, плакат "Родина-мать зовет!" — это наследие культа земли-матери. Он же присутствует в кинофильмах, где богатыри обращаются к матери сырой земле, и в клятвах ее именем. Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата — это ведь "крада" — погребальный огонь, на котором сжигали тела павших воинов. А раз люди несут к нему цветы — жива и традиция.

На первый взгляд впечатляет. Но христиане на это возражают, что, вспоминая о военачальниках, вождь мог думать и о православии — о святых, каковыми являются Александр Невский и Дмитрий Донской. Что же касается Вечного огня, то и тут мотивы устроителей известны — перед иконами и мощами горят лампады. Есть и у иудеев традиция зажигать поминальные свечи, а в Библии вообще сказано: "душа человека — свеча Бога". Как оно было на самом деле — уже спросить некого. Если так дальше продолжать, можно и нынешнего председателя Центризбиркома Чурова в язычники записать, ведь Чур — славянское божество. Зато в остроумии язычникам не откажешь. Хотя это неудивительно. Большинство из них — очень начитанные, с высшим образованием. Основатель и бессменный глава Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) Вадим Казаков — инженер-сварщик. Дмитрий Гаврилов, волхв Иггельд из "Круга языческой традиции", — химик. Есть врачи, физики, юристы. Среди общинников немало молодежи. В лидеры выбились в основном люди среднего возраста и среднего класса. Сколько в России язычников — сказать трудно. По словам Иггельда, их 100 000. Казаков говорит, что в ССО их 3000: "Это мало, конечно. Но 10 лет назад было всего трое".

Тем не менее Казакову есть чем гордиться. На юбилейный — десятый — съезд ССО СРВ 20 июля из разных регионов России приехало около 150 человек. Заседали в актовом зале областного Народного дома. На большом экране демонстрировался слайд-фильм. Сначала черно-белые снимки — несколько язычников впервые встретились в Калуге. А вот сооружение первых капищ: устанавливают столбы. На цветных фотографиях — красавицы-славянки в национальных костюмах. Растет движение. Людей уже хватает для ритуальных поединков. На следующий день все это я уже увидел на празднике Перуна.

Зачем Перуну звезда Давида?

На большой поляне в 15 км от Калуги — костры, палатки. Возле них машины — в основном иномарки, вполне приличные. Действительно средний класс. Родноверов тут уже больше, чем на съезде. Приехали семьями — из Москвы, Питера, Ставрополя, Кирова. Толкутся у лотков, покупают книги, диски, обереги. А звезда Давида тут зачем? Оказывается, это древний символ слияния мужского и женского начал. А крест — символ богатства.

Ближе к вечеру около 200 человек — все в славянской одежде — по сигналу рожка выстроились перед символическими воротами. Казаков бил в бубен. Под его ритмичные удары язычники прошли через эти ворота и снова построились перед капищем, где жрецы зажгли огонь на жертвеннике. Прозвучали славословия Перуну. Затем родноверы сдали жрецам требы (жертвы в виде хлебов), а также обереги и оружие (исключительно разрешенное властями) для освящения. Казаков погадал на заячьей шкурке и выяснилось, что для Перуна надо провести обрядовые поединки. Выбрали три пары поединщиков. Одна состязалась в борьбе, другая в кулачном бою (удары разрешены только в корпус). Третьей паре пришлось биться в латах и шлемах. Одному бойцу достался меч, другому топор. С мечом сражаться было удобнее. Все прошло весело и обошлось без крови.

— Быть родновером — значит жить в ладу с миром, с природой, — объяснял мне Олег из Кирова, поджарый, лет 40, отставной офицер милиции. Теперь он адвокат и глава тамошней общины. Раз в месяц они собираются на своих капищах. В Калугу Олег приехал на съезд.

Яромир — лидер крупнейшей общины, ставропольской, в ней полторы тысячи человек. Он больше говорит не о всеобщей гармонии, а о проблемах — в убийстве двух русских студентов в Ставрополе обвинен родновер.

— Он не мог этого сделать, у него алиби, — утверждает Яромир, — и вообще, у нас люди серьезные, предприниматели. Мы от скинхедов-провокаторов избавились.

Неподалеку прохаживался бритоголовый малый в черной футболке с надписью на немецком: "С нами Бог".

— А у нас тут и скинхеды, фашисты, и антифашисты, и даже коммунисты, — улыбаясь, говорит Казаков. — Но на поляне мы все славяне, все приехали славить богов и предков.

"Фашисты" и "либералы"

Современное язычество делится на два направления. Одно из них условно считается либеральным — это "Круг языческой традиции" (КЯТ). Такую репутацию он заслужил, приняв в 2002 году "Битцевское обращение". В документе резко осуждаются нацизм и национал-шовинизм, межнациональная рознь и заявляется: "В языческой традиции критерием отношения к человеку является не "кто ты (по национальности и т.п.)", а "каков ты (в сути своей)".

Читайте также:  Как мыть мультиварку redmond

Второе — ССО СРВ. Его лидер Вадим Казаков обвинения в фашизме и экстремизме отвергает:

— Доброслав и Истархов к нам никакого отношения не имеют. То, что они пишут, — их личное мнение. Я не все их взгляды разделяю. Вот Доброслав запрещает березки рубить, а на Купало всегда березку рубили. И политические взгляды его я не разделяю. Он восхваляет гитлеризм — я против. Как это можно?! Гитлер — враг славян.

— Члены вашего союза вскидывают руку характерным жестом, который использовали гитлеровцы.

— Это древний жест — от сердца к солнцу. А гитлеровцы много чем пользовались. Они сосиски ели — так что теперь не есть их? Кофе пили, чай — тоже не пить? Завод "Фольксваген" был построен по приказу Гитлера — не ездить на этих машинах?

— Доброслав был у вас верховным жрецом.

— Никогда не был. Эта байка гуляет по интернету. В 1999 году представитель "Коляды Вятичей" Николай Сперанский предложил на вече признать Доброслава волхвом, и большинством голосов признали.

Доброслав (Алексей Добровольский) — старый советский диссидент. Неоднократно подвергался арестам. Последний раз проходил по так называемому "процессу четырех" в 1967 году. Получил два года. Одним из его "подельников" был человек по фамилии Гинзбург. Это обстоятельство имеет значение, поскольку теперь его взгляды не только крайне антихристианские, но и резко антисемитские. А Николай Сперанский (Велимир) — один из старейшин современного язычества. Входит в КЯТ. Действительно ли он выдвигал Доброслава в волхвы, уточнить не удалось. На просьбу дать интервью "Известиям" Велимир ответил категорическим отказом, помянув при этом "янки, ищущих группы поддержки их ублюдочной дерьмократии" в преддверии выборов президента России. Так что зачислять КЯТ в "либералы", а ССО СРВ — в "фашисты" было бы слишком примитивно.

Хотя конфликт между язычниками есть. Вадим Казаков объяснил его так: "У КЯТ толерантность доведена до абсурда. У них славянскую общину может возглавить грек. Это нелепость. Чьих предков тогда славят?"

Но кроме противоречий у КЯТ и ССО СРВ есть и кое-что общее. Это напряженные отношения с православными. Верховода московской общины "Велесье" (КЯТ) Пересвет привел меня на оскверненное капище в одном из столичных лесопарков. Столбы были обуглены, их поджигали.

— Чур (деревянное изваяние. — "Известия") куда-то унесли. И притащили сюда целую кучу убитых кротов, — рассказал Пересвет.

Кроты — это символ. В Библии, в книге пророка Исайи, сказано: "В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им. "

Вадим Казаков, отвечая на вопросы о веротерпимости и межрелигиозном диалоге, говорит так: "О терпимости можно говорить с теми, кто нам не мешает. Вот кришнаиты нам не мешают, и мы им не мешаем. А православные приходят и рушат наши капища. Мы пока терпим. Но сколько можно терпеть? Я не знаю. Когда люди приходят и видят, что жертвенник повален, столб повален, свеча на нем церковная сожжена, сделан православный обряд по борьбе с язычеством. Что я могу прихожанам сказать?!" И в КЯТ, и в ССО СРВ думают о приобретении земли. Иначе защитить капища сложно. С тем, что общинам отказывают в регистрации, смирились обе структуры, действуют они как религиозные группы без образования юридического лица.

Но кроме проблем, все язычники сходятся в одном.

— Люди и боги единый Род, — говорит волхв Иггельд. — Боги — предки людей.

Преданья старины глубокой

Сложнее всего разобраться в религиозной составляющей русского язычества. Религиоведы сегодняшних почитателей Перуна, Дажьбога, Макоши и Сварога называют неоязычниками — последователями заново созданных культов. По мнению ученых, к древним они не имеют никакого отношения, поскольку никто не знает, каковы были верования славян. Есть несколько монографий (Николая Гальковского, Евгения Аничкова и Бориса Рыбакова), причем все они отмечают отсутствие полноценных письменных источников. Их всего два вида. Первый — договора с Византией. В них князья Олег, Игорь и Святослав клянутся Перуном. Но никаких сведений о самом Перуне и его деяниях в этих документах нет. Второй — христианские летописи, пособия для проповедников и вопросники для исповедей. Например, священнику следовало спросить: "Не кланялась ли Макоши?" Но кем ее почитали?

С большим трудом удалось составить списки божеств. Их "род занятий" — лишь версии и догадки ученых. Например, так: Перун-громовержец — бог военных, дружина его именем клялась. Сварог — бог богов, бог огня, кузнец и учредитель брака. Сын Сварога — Дажьбог — бог солнца и податель благосостояния. Хорс — бог солнца. Стрибог — бог ветров. Макошь — богиня домашнего хозяйства. Волос (Велес) — по одной версии бог торговли, а по другой — бог пастухов ("скотий бог"). Бога по имени Род Гальковский описывает как "производителя, совокупность мужских членов племени", а Рожаницы, по его мнению, — помощницы при родах. Ученый считает, что Род и Рожаницы входили в общий культ предков. О Яриле, по словам Гальковского, впервые упоминает Тихон Задонский в 1763 году: "яриться значит иметь похоть". Купало — не бог, а праздник. Аничков добавляет, что Берегини — это далекие предки русалок.

О самих обрядах информации еще меньше. По данным Аничкова, для жертвоприношений использовали в основном продукты, но людей иногда тоже. О человеческих жертвоприношениях пишет и Лев Гумилев. По его мнению, именно это обстоятельство сильно облегчило крещение Руси, ибо киевляне были не в восторге от перспективы оказаться принесенными на алтарь Перуна. В качестве места культа предков Аничков указывает баню. Он же в книге "Язычество и Древняя Русь" упоминает некий фаллический обряд, но в чем была его суть, не рассказывает — щадит нравственность читателей. Гальковский пишет о почитании земли: "Покойника обмывали, чтобы не осквернить землю", а в последний путь его снабжали всем необходимым. Из этого автор заключает, что загробная жизнь в представлении славян была аналогом земной. Вот собственно и все, что может предложить наука.

Вера или "новодел"?

И в "Круге языческой традиции", и в Союзе славянских общин согласны с тем, что письменных свидетельств русского язычества не сохранилось.

— Это называется реконструкцией, — объясняет волхв Иггельд, — сохранились сказки, богатейший этнографический материал, которого не было у историков прошлого. Сохранились мифы, особенно балтийские и финно-угорские, и мы вполне можем их принять.

Такой же точки зрения придерживается и Вадим Казаков:

— Остались сказки, былины, песни обрядовые, Масленица и Купало. А кроме славянской есть литовская традиция, она сохранилась лучше. Там Перун — Перкунас. Это балто-славянская группа. Есть германские, скандинавские источники. Индоевропейский корень один, и по аналогии мы можем увидеть свое. До наших дней сохранились колдуны, бабки, которые заговорами лечат. Пусть они пользуются христианской атрибутикой, но это же не христианская традиция.

Читайте также:  Устройство плавного пуска instart

Единого языческого культа, всеми принятой религиозной доктрины сегодня пока нет. А то, что есть, выглядит крайне запутанно. Так, Вадим Казаков говорит, что верховное божество Род — мужское воплощение Сварог, а женское — Лада. Волхв Пересвет называет Рода великим Триглавом: Род, Черно-Бог и Бело-Бог. Эти два бога противостоят друг другу. Бело-Бог — бог созидания , а Черно-Бог — разрушения. А Доброслав отрицает двух противоположенных божеств, совместно контролирующих мир во взаимной борьбе. Он же называет Макошь одним из образов великой матери-земли, тогда как другие язычники считают ее богиней судьбы и женского хозяйства. Пересвет допускает обращение к Велесу за мудростью и деньгами, а Казаков уверен, что просить у богов вообще ничего нельзя. Их надо славить, ну а в крайнем случае — во время обряда рассказать, в чем именно не везет. А Доброслав считает, что никаких воспоминаний об обрядах и празднествах в честь Перуна не сохранилось и что вообще "невозможно восстановить древние представления о Дажьбоге, Стрибоге" и других богах, подателях благ.

"Одна погибшая душа — это очень много"

Заведующий службой коммуникации отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко:

— Уход в язычество — это один из самых тяжких грехов. Это измена Христу. Это ставит человека вне Церкви и лишает его подающейся там благодати. Много или мало в России язычников? Одна погибшая душа — это уже неисчислимо много. А если говорить просто о количестве — это движение уже вряд ли получит такое широкое распространение, как могло бы случиться на излете богоборческой власти. О фактах разрушения капищ я не знаю. В истории Церкви такие случаи были, но эти люди жили в соответствии со своим временем. Сейчас большего можно добиться деятельной проповедью. Что касается уголовного преследования язычников, то, думаю, оскорбления сеют вражду, ненависть, подрывают гражданский мир.

"Не начать русской ссоры"

Координатор "Русского проекта" "Единой России" Иван Демидов:

— Язычество — следствие общего помрачения умов. Чему удивляться, если, по данным переписи, у нас есть гоблины и эльфы? А если говорить серьезно — этот духовный запрос выливается в экзотические формы. Думающим людям в их поисках русской цивилизации я бы посоветовал проанализировать — кто и как ее создавал. Опасны ли язычники? Серьезный раскол невозможен, но ментальные извращения становятся политическим оружием, а капля камень точит. Но надеюсь, что люди, выбирающие девизом слова "будет хорошо русским — будет хорошо всем", не начнут русской ссоры.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. "Вера наших великих предков — правая!" — говорят современные язычники. Сколько их в России — трудно сказать, ведь родноверы, как они себя сами называют, проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. Корреспонденту РИА Новости удалось побывать на одном из таких обрядов и выяснить, почему некоторые россияне поклоняются идолам.

"Гой еси!"

В будние дни Вадим Казаков — главный инженер одной из крупных компаний. А во время языческих праздников — жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вадим ведет единоверцев к месту проведения обряда, который называется "славлением богов и духов природы". В центре небольшой поляны на окраине леса аккуратно уложены бревна. Сейчас у родноверов Масленица, или, как они ее называют, Комоедица. В дохристианский период зиму провожали в день весеннего равноденствия — подносили богам блины, а первый блин, как известно, комом.

Современные язычники, преимущественно живущие в крупных городах, отмечают Комоедицу в ближайшие после весеннего равноденствия выходные. "Кого только нет в наших рядах — топ-менеджеры известных фирм, спецназовцы, фээсбэшники. Правда, не все они любят афишировать свое вероисповедание", — говорит Казаков.

Славление проходит в полной тишине, даже фотографировать нельзя. А еще нельзя покидать пределы капища и ходить вокруг него против движения солнца. Члены общины за этим бдительно следят, чуть что не так — строгое замечание. Молчание нарушают лишь возгласы жрецов и верующих. Над поляной разносятся троекратные "Чур!" и "Гой!". Каждое обрядовое действие заканчивается дружным возгласом.

— Слава богам! — заводит жрец толпу.

— Слава! — отвечают ему собравшиеся, вскидывая правые руки вперед и вверх.

Затем выкрикивают еще два славления — предкам и победе. Могут еще славить род, русский народ и славян. Причем под последним понимается нечто большее, чем просто этнос. "Если человек пьет и курит, то какой он тогда славянин! Он не имеет права так именоваться", — рассуждает Ладомир.

Язычником он стал пять лет назад. До этого религией особо не интересовался, "разве что читал Библию, но там ничего для себя не нашел". С родноверием его познакомил друг. "Он мне много рассказывал про это, а потом посоветовал залезть в интернет и все прочитать самому", — вспоминает он.

Истины из интернета

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

"К родноверию я пришел еще в детстве. Читал про Перуна, Сварога, мне это все понравилось. А в 1993 году появилась наша община. Тогда она состояла всего из трех человек. Мы вообще думали в тот момент, что являемся единственными в России, — мол, конец XX века, какие язычники! А оказалось, нас таких десятки, если не сотни тысяч", — уверяет жрец Вадим Казаков.

Увлечение россиян язычеством привело к созданию в 1998 году Союза славянских общин славянской родной веры, первой в стране организации такого толка. Правда, Казаков жалуется, что многие считают их сектантами.

"В той же Церкви нас не все любят. Наверное, все дело в конкуренции. А ведь Русская церковь немало переняла из язычества", — уверен он.

Современные язычники в разговорах постоянно апеллируют либо к "родным традициям", либо к информации в интернете. Вадим Казаков, например, убеждая меня в том, что родноверов с каждым годом становится все больше, ссылается на число подписчиков на языческие группы в соцсетях. Правда, тут же оговаривается, что "конечно, там могут состоять и просто интересующиеся".

Игра в религию

Москвичка Арина Пономарева — одна из старейшин общины "Остров вятичей". Здесь, как во многих родноверческих организациях, постоянно подчеркивают свою уникальность и "правильность" совершаемых ритуалов.

"Много обрядовых действ родилось из практики", — рассказывает Пономарева. Они тоже проводят свои обряды в лесах — в основном в Московской и Владимирской областях. Капище должно быть устроено по особым правилами, поэтому место под него выбирают очень тщательно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector