Чем смазывают механизм часов

Чем смазывают механизм часов

Как почистить и смазать электромеханические часы, будильник?

Всем ретроградам Советского Союза посвящается этот рассказ! Или, как почистить и смазать механические часы или будильник.

Самые интересные ролики на Youtube

Пролог

Я страсть как не люблю покупать новые вещи, особенно, когда приходится выбирать между китайским и турецким ширпотребом самого низкого качества. Может быть поэтому, моя семья до сих пор пользуется механическими и электромеханическими часами советского производства.

На протяжении всего строка эксплуатации этих часов, я их несколько раз чистил и смазывал. Но, с каждым разом результат был всё хуже и хуже.

Часы я смазывал маслами МЦ-3 и МБП-12, которыми разжился, ещё когда работал на производстве.

Масло МЦ-3 применяется для смазки цапф крупных шестерён, а масло МБП-12 для самых нежных частей часового механизма – опор баланса и анкерного механизма, а так же палет и импульсного камня последнего.

Беда в том, что через пятнадцать-двадцать лет хранения, часовые масла настолько меняют свои свойства, что смазанные ими часы, либо еле-еле дышат, либо вообще не запускаются. Именно эта участь постигла мои масла образца 1973 года. Дело дошло до того, что продолжали ходить только одни часы.

Я, кончено, подстраховался и с помощью хороших друзей достал немного свежего масла (на картинке справа), как мне сказали, близкого по свойствам МБП-12. Покупать за бугром целый пузырь за 100$, не считая почтовых расходов, как то не хотелось.

Ну, а так как вчера остановились последние часы, то сегодня я решил проверить работоспособность этого масла.

Цапфы баланса, смазанные поверх старой смазки, позволили раскрутить маятник на всю катушку с полпинка. Ура! Теперь можно смело чистить и смазывать все часы.

Чистка и смазка часового механизма

Разверните видео на весь экран, чтобы увидеть в HD качестве.

Для замены смазки в часовом механизме, его нужно разобрать и промыть в бензине. Можно, конечно, и целиком разобрать, но можно и частично. Для промывки сгодится бензин марки Б70 (Калоша) или бензин для зажигалок.

При разборке будильников и других крупных часов никакого специального инструмента не требуется. Подойдёт инструмент, который используется для ремонта мелкой электронной техники.

Хорошо, если есть набор часовых отверток. Самую маленькую из них можно использовать в качестве дозатора для заливки масла в камни.

Чтобы наверняка удалить из камней остатки старого масла, не помешает пройтись по их внутренней поверхности остро отточенной зубочисткой.

При дозировании масла, нужно проследить, чтобы оно не «набегало» на цапфы баланса.

Таким способом, за пару часов мне удалось запустить три будильника, а также кухонные часы и таймер. Теперь вся квартира снова тикает.

Вот только, каждая такая профилактика навевает грустные мысли, когда задумываешься о том, что это ещё один шаг в небытие. Ведь, после каждой чистки и смазки, часы могут проработать 10-15 лет.

Дополнительные материалы

Комментарии (46)

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

Валентина, я не мастер, я любитель. Последний раз разбирал часы с ноготок лет 30 назад.

Но даже я могу с уверенностью заявить, что к сожалению, вас обманули. Дело в том, что у часовых мастеров есть специальный прибор, позволяющий определить мгновенное отклонения хода часов. Даже в далёком прошлом такие приборы существовали, например — «ППЧ-7м». С его помощью можно откалибровать ход часов за считанные минуты. Точно так же он позволяет определить суточное отклонение, просто спустив часть завода пружины.

Отставание часов может быть связано со слишком большой амплитудой колебаний баланса (маятника). Если отставания часов постоянно в течении суток, в нашем случае примерно по минуте каждый час, то часы нужно просто отрегулировать с помощью градусника. Там есть такой рычажок, который меняет свободную длину волоска. Если механизм перебирали, и например, заменили баланс или волосок, то возможно градусник уже в крайнем положении и потребуется более серьёзная регулировка.

Что касается продолжительности хода на одном заводе, то она зависит от свойств пружины и лёгкости спуска. Если цапфы и камни изношены или масло имеет слишком большую вязкость, то время хода может уменьшится. Пружина тоже может потерять упругость.

Вообще, в золотых часах самое дорогое это не механизм, а корпус. Механизм можно вообще заменить целиком, например, на механизм от недорогих кварцевых часов, подходящего диаметра. Точность хода будет ещё выше, да и заводить не потребуется. Раз в пять лет нужно будет только менять батарейку.

Вам кстати золотое заводное колёсике не латунное не поменяли? Некоторые маЙстера и этим промышляют.

У меня Швейцарские часы нужно их почистить и смазать. Ходила в местную часовую мастерскую проконсутироваться сказали часы дорогие механизм дорогой обойдётся это всё в 8.500р Но как-то боязно вдруг испортят. Как быть?

Выбор то невелик — либо самому делать, либо доверить кому-либо. Чтобы выбрать мастера, врача и т.д., нужно просто уметь разбираться в людях. Тут советом не поможешь. Это приходит постепенно, путём проб и ошибок. В любой профессии не более 3% мастеров, остальные подмастерья.

Как почистить настенные часы с маятником, не разбирая, и чем.

Читайте также:  Уровень заряда аккумулятора автомобиля по напряжению

Без разборки нельзя удалить старую смазку, поэтому никак.

Т.е., обязательно часы нести в мастерскую. И сколько это примерно будет стоить.

Понятия не имею. Я ни разу в жизни в часовые мастерские не обращался.

Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все

ИЗ КНИГИ ЕЛИСЕЕВА Б. Л. "РЕМОНТ ЧАСОВ"

Чистить часы следует только после устранения всех дефектов и подбора заменяемых деталей. Детали разобранного механизма на несколько минут погружают в бензин. Рекомен­дуется применять бензин только высокой очистки марки «Га­лоша». В бензин сначала кладут платину, а затем все осталь­ные детали, переходят от более крупных и грубых к более мел­ким. Если в сосуде остался использованный однажды бензин, загрязненный незначительно, его можно использовать повторно. Нельзя заливать свежий бензин в сосуд с остатками загряз­ненного бензина. Перед заливкой нового бензина сосуд необ­ходимо тщательно протереть. Наполнять сосуд бензином до уровня более 1,5 см не рекомендуется. Сильно загрязненные детали механизма перед промывкой в бензине предварительно промывают в специальном составе. В случае если латунные детали имеют следы окисления, эти детали необходимо неко­торое время продержать в составе, нагретом до температуры 70—80° С, но ни в коем случае до кипения. Щетки, применяемые при очистке деталей, должны быть с жестким и мягким ворсом. Необходимо тщательно следить за чистотой щеток. Чистку щеток осуществляют периодически. Сильно загрязненные щетки промывают с мылом в теплой воде. Сушат щетки в естественных условиях, так как ускорен­ная сушка вблизи нагревательных приборов приводит к короблению рукоятки и порче ворса. При необходимости ускорения процесса сушки щетку после промывки прополаскивают спир­том. После сушки остатки грязи со щетки удаляют, протирая ворс по гладкой бумаге, положенной на край верстака (до тех пор, пока бумага не будет оставаться чистой). Обезжиривают ворс щеток, протирая его сухими крошками белого хлеба или обожженной костью. Протирать щетки мелом не рекомендуется, так как мел отрицательно влияет на покрытия деталей.

Очищать мосты и платины только щеткой недостаточно, так как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи-1ак как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи­щают чуркой, заточенной в форме перового сверла. Отверстия опор очищают остро заточенной чуркой с многократной заточ­кой последней, пока она не будет выходить из отверстия со­вершенно чистой.

К очищенным деталям можно прикасаться только пинцетом, так как следы от потных пальцев вызывают окисление поверх­ности деталей и вредно влияют на часовое масло. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат ру­кой в папиросной бумаге.

Никелированные детали с ярко выраженными штрихами следует чистить щеткой по направлению штрихов. Если штрихи расположены по кругу (ажуровка), щетку перемещают круго­выми движениями.

Цапфы осей очищают сердцевиной бузины, после чего туго натягивают в пальцах левой руки папиросную бумагу и цап­фой несколько раз прокалывают ее. Зубья трибов тщательно протирают чуркой, заточенной плоской лопаточкой. Зубья три­бов чистят жесткой щеткой. »

Анкер оставляют в бензине только на небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействия бензина. Анкер кладут на верстак, подложив папиросную бу­магу, и, не вытирая от бензина, прочищают мягкой щеткой. Все плоскости палет осторожно протирают чуркой до полного удаления жировых следов. После очистки анкер обдувают грушей.

Балансы с зашеллаченными эллипсами также не следует долго держать в бензине. Чистят баланс мягкой щеткой с боль­шой осторожностью. Особой аккуратности требуют балансы с разрезными ободами.

Сушат спираль легким постукиванием мягкой щетки по па­пиросной бумаге, в которую закладывают спираль.

Винты и другие мелкие детали крепежа вынимают из бен­зина и еще мокрыми хорошо чистят. Протирать головки вин­тов о бумагу не рекомендуется, так как хлопья бумаги засо­ряют шлиц.

Накладные камни тщательно чистят с обеих сторон сердце­виной бузины, после чего протирают дочиста чуркой. Вычи­щенные детали хранят под стеклянным колпаком

Сборку часов производят на специальных подставках. В за­висимости от системы механизма определяют последователь­ность установки деталей. Обычно сборку начинают с установки центрального и промежуточного колес. Затем ставят заранее собранный и смазанный узел барабана, устанавливают минут­ный триб и все ремонтуарные колеса, предварительно смазав маслом мх зубья, прокладку заводного колеса и ось централь­ного триба (под минутным трибом). Собрав полностью ангре- наж, поворачивают заводную головку на 1—-2 оборота и прове­ряют скат колес. Если спуск не разлажен, то достаточно про­верить работу палет с ходовым колесом. В противном случае до установки ходового колеса необходимо проверить взаимодей­ствие анкера с балансом. Палеты заранее слегка смазывают маслом, для чего достаточно провести импульсной плоскостью палеты по пропитанной маслом бумаге.

Для проверки правильной работы анкера необходимо при малом заводе пружины медленно переводить анкер острой чур­кой, после чего установить баланс без спирали и завести пру­жину на пол-оборота. Взаимодействие баланса с анкером дол­жно быть отрегулировано таким образом, чтобы анкер свободно отбрасывал баланс на полный оборот. В хорошо слаженном механизме баланс может работать без спирали, не останавли­ваясь некоторое время. Необходимо тщательно проверить все зазоры между деталями анкера и двойным роликом.

Читайте также:  Расшифровка краски по номеру

Сборку завершают установкой спирали и регулировкой ее положения на балансе. В часах больших и нормальных калиб­ров перед установкой баланса смазывают цапфы анкера, про­калывая цапфой промасленную бумагу, положенную на кусочек сердцевины бузины. Опоры анкера малогабаритных (женских) часов смазывать нецелесообразно.

В практике ремонта еще встречаются малогабаритные часы с небольшим числом камней и металлическими опорами оси анкера. В этом случае смазка необходима.

В заключение сборки проверяют ход часов. Если при пра­вильно слаженном ходе часы остановились на импульсе или покое, надо найти причину и устранить ее. Остановку на им­пульсе и покое необходимо проверить на обеих палетах. Если окажется, что часы останавливаются только на одной палете, следует проверить правильность установки спирали, так как в большинстве случаев причиной такой остановки является боковая выкачка (неравенство амплитуд). Второй причиной может явиться излишне большой угол притяжки на проверяе­мой палете.

Цапфы баланса смазывают до установки узла баланса в механизм. Смазку подают маслодозировкой в отверстие сквозного камня. Цапфы ангренажа смазывают с подциферблатной стороны до установки деталей оформления. Заключи­тельную смазку производят со стороны мостов.

После пуска часов следует обратить внимание на чистоту хода. Шумы хода могут быть вызваны следующими причинами, которые необходимо устранить.

плохо отполированы цапфы и пятки оси баланса;

пятка оси баланса имеет неправильную форму;

отсутствует смазка в опорах баланса;

имеется трещина в одном из камней опоры баланса;

повреждена плоскость накладного камня;

спираль задевает обод центрального колеса, мост ба­ланса, колонку, штифт градусника, или витки спирали каса­ются друг друга;

обод баланса задевает анкерный мост, колонку или за­мок градусника;

качается один из камней в опорах или эллипс;

колодка спирали трется о мост баланса или задевает излишне длинный винт накладки;

эллипс касается платины или излишне длинного винта нижней накладки;

эллипс теснит в рожках вилки или трется о копье;

анкер трется о свой мост;

анкер задевает ролик баланса;

неравный радиальный зазор в верхней и нижней цап­фах баланса, перекос одного из накладных камней.

Окончанием сборки является установка циферблата, стре­лок и закрепление механизма часов в корпусе.

Ассортимент часовых масел и смазок, применяемых для смазывания часовых механизмов, весьма разнообразен. В нашей стране часовые масла насчитывают до 6 наименова­ний (из применяемых для бытовых часов). Это масла марок: МБП-12, МЗП-6, МЦ-3 (ГОСТ 7935-56), маслоМЧМ-5 (ВТУ) и смазки РС-1 и ПС-4 (ГОСТ 7936—56). (старая аббревиатура, сейчас не используемая. Но понять, где какое масло применялось и, соответственно, подобрать современный аналог не составляет большой сложности – Прим. Константин)

Индексы этих масел в некоторых случаях указывают на их назначение, а цифры — на номера рецептуры, по которым они изготовлены. Например, МБП-12: масло (М) для ба­ланса (Б) и палет (П); МЗП-6: масло (М) для зубчатых (3) передач (П); РС-1: ремонтуарная (Р) смазка (С) и МЧМ-5: масло (М) часовое (Ч) маловязкое (М) и т. д.

Крупногабаритные часы — настольные, настенные и наполь­ные, будильники и другие в основном смазывают маслом МЦ-3. В мужских наручных часах накладные и сквозные камни баланса, анкеры и палеты смазывают маслом МБП-12, камни ангренажа — более вязким маслом МЗП-6, пружину и ось ба­рабана— высоковязким маслом МЦ-3, а детали ремонтуара — густой смазкой РС-1. Масло МЧМ-5 применяют для смазки малогабаритных часов во всех их точках.

Все масла и смазки вносят в детали часового механизма при помощи специальных маслодозировок. Лопаточные маслодозировки при правильно выполненной рабочей части (лопа­точки) обеспечивают хорошее постоянство и правильность дозирования. При смазке необходимо следить за чистотой лопаточки и правильностью ее погружения в контейнер (под углом 60°к поверхности масла).

Масло должно храниться в плотно закупориваемых флаконах при комнатной температуре (от 15 до 25° С) и в темноте. Флаконы из светлого стекла следует хранить в светонепроницаемых картонных коробках, желательно в шкафу или другом затемненном помещении. Не следует хранить масла около источников тепла, а также в местах с повышенной влажностью.

Специально охлаждать масла нецелесообразно, но если в результате случайного охлаждения они застыли, то, подер­жав флакон в теплой воде (40—45° С) до тех пор, пока масло станет подвижным и прозрачным, его надо несколько раз сильно встряхнуть, чтобы масло было пригодно к употреб­лению.

Когда часы выходят из строя – это проблема, которую нужно немедленно решать. В этом может помочь специальная жидкость.

Для чего нужно масло?

Нанесение специальной смазки на часовой механизм необходимо для предотвращения или снижения трения, износа поверхностей, а также для защиты устройства от коррозии.

Масло для смазки часового механизма должно соответствовать своему назначению и растекаться по всем деталям равномерно. Для этого еще на этапе производства его проверяют на смазочную способность. То есть часовое масло тестируется в режиме жидкого трения. И если оно обладает необходимой смазочной способностью (свойством противостоять нормальному давлению и не разрываться), то только тогда его используют для ремонта механизмов.

Читайте также:  Скульптурный пластилин как застывает

Как правило, маслянистость напрямую зависит от состава. Например, костяные обладают лучшей смазочной способностью, чем минеральные жидкости.

Основные виды масел отечественного производства

Чтобы смазать часовой механизм или аналогичный прибор, применяется специальная продукция. Например, для устройств, которые работают в обыкновенных условиях, можно применять масла, наподобие МЦ-3, МПБ-12, МЧМ-5 либо МЗП-6. Если же механизм часто находится на открытом пространстве и при низких температурах, тогда рекомендуется использовать часовое масло МН-60 или аналогичные виды этой марки. К примеру, МН-45 и МН-30.

В устройствах, предназначенных для работы в государствах с тропическим климатом, обычно применяют часовые масла типа МЧТ и МПТ. В такой продукции присутствуют антисептические добавки, которые не дают развиваться бактериям и другим грибковым организмам. К подобным часовым маслам относятся МПТ-3 и МЧТ-3. Помимо всего прочего, такая продукция еще на этапе производства проходит различные испытания. Это помогает увеличить влагоустойчивость и химическую стабильность.

Масло отечественного производства для микроузлов

Кроме того, стоит упомянуть о РС-1. Это низкоплавкое, мягкое часовое масло с желтым или светло-коричневым оттенком, предназначенное для общего использования. Но подобную смазку редко применяют для всего механизма, так как она имеет низкий предел прочности и удерживается на узлах только за счет капиллярной силы. Тем не менее подобное часовое масло имеет некоторые преимущества перед другими видами аналогичной продукции. Например, оно более морозостойкое и неплохо держится в устройстве даже при температуре более 100 °C. Именно поэтому подобную смазку лучше всего наносить только на микроузлы, а не полностью на весь механизм часов.

Масла заграничного производства

Существует множество смазок от иностранного производителя, но самым популярным является Moebius. Это масло для часовых механизмов швейцарского производства, которое отличается высочайшим качеством и устойчивостью к перепадам температуры. То есть, по сути, его можно использовать в любых условиях, независимо от климата и места жительства.

Из основной продукции этого производителя можно выделить:

  • Часовые масла Moebius 8000 – натуральная продукция, которая предназначена для нанесения на главные части устройства. Кроме того, его нередко используют для смазки переводных механизмов и пружин будильников. Основной особенностью такого масла является то, что оно не растекается при нанесении. Проще говоря, такая смазка имеет достаточную жесткость.
  • Moebius Synt-A-Lube 9010. Это синтетическое масло, обладающее высокой устойчивостью к перепадам температуры (от +70 °C до -29 °C) и степенью вязкости. Как правило, Moebius Synt-A-Lube предназначается для камней, спусковых механизмов, подшипников и балансов среднегабаритных и больших устройств. К примеру, им смазывают старинные настенные, напольные или настенные часы. Еще оно пользуется популярностью среди мастеров, которые занимаются ремонтом счетчиков и различных механических измерительных приборов.
  • MOEBIUS D5 – универсальное масло для минимизации трения и значительной нагрузки на часовой механизм. Предназначается для малоподвижных частей малых и средних по размеру устройств, а также для смазки камней паллет и зубчатых колес.

Рекомендации по нанесению масла

Как и было сказано ранее, от правильной смазки во многом будет зависеть точность хода часов. Поэтому важно соблюдать некоторые правила. Например, смазку нужно наносить только при помощи специальных приборов, масленок, которые снижают шансы на бесполезный расход жидкости. А перед тем как приступать к ремонту часового механизма, его нужно тщательно очистить от пыли.

Нанесение масла выполняется по узлам: начиная с основного механизма и заканчивая камнями баланса.

Порядок смазки

Нанесение масла осуществляется поэтапно:

  1. Смазка основного механизма. Масло подается на пружину, затем на места взаимодействия с барабаном и между колесиками. Для этого рекомендуется использовать МЦ-3 или аналог.
  2. Смазка колесной системы. Для работы с ручными или карманными часами обычно используют МЗП-6 и МЧМ-5. Масло наносится на восемь точек колесной системы (четыре цапфы сверху и четыре снизу).
  3. Смазка ремонтуара. Как правило, такие приспособления чаще всего используются в карманных часах для того, чтобы их завести без ключа. Для работы с ним можно воспользоваться маслами МЦ-3 или РС-1. Но нужно учитывать, что РС-1 применяется не для всего механизма, а лишь для его части. Например, таким маслом можно смазать переводной рычаг (небольшой выступ в приспособлении). МЦ-3 же больше всего подходит для шестеренок, заводного вала и цапфы.
  4. Смазка стрелочного механизма и системы спуска. Для этой процедуры используется МЗП-6 и МБП-12. Таким маслом смазывают вексельное и центральное колесо или же его верхнюю часть, а также систему спуска. При этом стоит помнить, что МБП-12 не нужно наносить на цапфы анкерной вилки, ведь тогда часы остановятся и их придется ремонтировать.
  5. Смазка камней баланса. В этом процессе используется масло МБП-12 или аналогичная жидкость. При этом важно наносить смазку еще до начала процедуры сборки на чистые камни без грязевого налета.

И главное, при выполнении всех вышеперечисленных операций стоит тщательно следить за количеством масла. Слишком много нанесенной смазки может повредить ход часов и их придется ремонтировать. Рекомендованное количество жидкости в масленках – 1/3 высоты прибора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector